Сопровождение деятельности ФУМО СПО
по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль? Регистрация

Форум для обсуждения проблемных вопросов

Вопрос: Новикова Н.Ф. 22 мая 2018 г.

Коллеги, добрый день! Подскажите, у Вас есть примеры основных образовательных программ по отдельным специальностям?

Ответ: Есенина Е.Ю. 24 мая 2018 г.

Примерные основные образовательные программы в части образовательных программ СПО (по специальностям и профессиям) можно посмотреть в Реестре примерных основных образовательных программ в части образовательных программ среднего профессионального образования.

Право на ведение данного реестра предоставлено федеральному государственному автономному учреждению «Федеральный институт развития образования» в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722.

Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО содержит примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования, которые разрабатываются по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена, примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин или модулей, примерные образовательные программы общеобразовательного цикла (Примерные программы), а также проекты указанных программ.

Примерные программы (по мере их разработки и экспертизы) направляются для размещения в реестре Федеральными учебно-методическими объединениями.

Ссылка на реестр с примерными программами: http://www.reestrspo.ru/poop-list.

Хранимые в реестре файлы с программами находятся в свободном доступе.

Вопрос: Замула И.Ю. 23 мая 2018 г.

Подскажите, когда будут утверждены актуализированные ФГОСы по специальностям Туризм и Право и организация социального обеспечения.

Ответ: Савка О.Г. 25 мая 2018 г.

Порядок разработки федеральных государственных стандартов профессионального образования (далее – ФГОС СПО) определен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013№ 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

Согласно абз. 3 п. 2 указанного постановления разработчики проектов стандартов профессионального образования и проектов вносимых в указанные стандарты изменений обеспечивают учет в проектах положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Таким образом, проекты ФГОС СПО разрабатываются на основе положений соответствующих профессиональных стандартов по мере разработки и утверждения последних Министерством образования и науки Российской Федерации.

Разработчиками проектов стандартов профессионального образования и проектов ФГОС являются Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования (далее – ФУМО СПО) (в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В рамках реализации направлений деятельности, определенных приказом Минобрнауки России от 16.07.2015 № 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования», ФУМО СПО самостоятельно формируют ежегодный план работы ФУМО по укрупненным группам профессий, специальностей, в том числе по актуализации соответствующих профессиональных стандартов и ФГОС. С планами работы ФУМО СПО на 2018 год можно ознакомиться на сайте https://www.fumo-spo.ru/ или на официальных сайтах ФУМО СПО.

О сроках актуализации ФГОС СПО по специальностям 43.02.10 Туризм и 40.02.01 Право и организация социального обеспечения рекомендуем запросить информацию у соответствующих ФУМО СПО.

Вопрос: Шалунова М.Г. 01 июня 2018 г.

В обновленных ФГОС СПО полностью отсутствует регламентирование такого вида учебных занятий, как консультации. Как организовывать консультации в рамках образовательного процесса? Вносить ли их в учебное планирование? Каков их объем? Носит ли организация консультирования заявительный характер от студентов? Или преподаватель самостоятельно определяет необходимость в консультациях?

Ответ: Мазаева Н.Н 05 июня 2018 г.

Согласно п.2.4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1581 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее – учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

При планировании и организации консультаций в рамках образовательного процесса рекомендуем использовать Методические рекомендации по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Проект Минобрнауки России по состоянию на февраль 2018 года).

Этим документом предусмотрены консультации как вид учебных занятий. Согласно п.4.8. Методических рекомендаций в случае, если в учебном плане по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в качестве промежуточной аттестации планируется проведение экзамена, а также в случае, если при реализации программы планируется подготовка курсового проекта (работы), должны быть предусмотрены консультации для обучающихся. Время, отводимое на консультации, по усмотрению образовательной организации предусматривается за счет времени, отводимого на промежуточную аттестацию или времени, предусмотренного на дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Пунктом 8.10 Методических рекомендаций предусмотрено, что консультации для обучающихся очной или очно-заочной формы обучения предусматриваются образовательной организацией самостоятельно из времени, отводимого на изучение дисциплины или из объема времени, выделенного на промежуточную аттестацию, в том числе в период реализации среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Объем нагрузки и формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией самостоятельно.

В учебное расписание консультации вносятся как виды занятий, относящиеся к аудиторной нагрузке (36 часов).

Вопрос: Бахтанова Е.В. 14 июня 2018 г.

Должна ли программа по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность по ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в обязательном порядке быть согласована с ГИБДД? (ППССЗ согласована)

Ответ: Эксперт: Савка О.Г. 15 июня 2018 г.

В законодательстве об образовании не предусмотрено согласование с ГИБДД программы по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность по ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. При этом, данная программа должна быть разработана в соответствии с примерными программами профессионального обучения транспортных средств соответствующих категорий - в Вашем случае - категории С.

Основные вопросы осуществления профессионального обучения водителей транспортных средств содержатся в следующих нормативно-правовых актах:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями);

Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2292/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий»);

Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2294/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий»);

Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2290/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий», «Методикой определения нормативного расхода топлива»;

Письмо Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме»).

Вопрос: Линевич О. Г. 22 июня 2018 г.

Программы ППССЗ и ППКРС формируются один раз и ежегодно в них вкладываются листы изменений или на первое сентября каждого года необходимо формировать новые на вновь набранный первый курс и к ним прикладывать листы изменений, если таковые имеются?

Ответ: Мазаева Н.Н. 26 июня 2018 г.

Собирать программы ППССЗ и ППКРС для всех возможных инвалидов, если в техникуме обучаются только два инвалида по слуху, не надо. Надо это сделать только по реальной картине с инвалидами в Вашем учебном заведении.