Сопровождение деятельности по внедрению новых
и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль?

Все профессии важны. Но рабочие – нужнее…

Ежегодно до 1 марта все ссузы региона обязаны вывесить правила приема, перечень профессий и специальностей, вступительных испытаний на своем сайте и информационном стенде приемной комиссии.



Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ утвердило федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования по 39 профессиям. Сами по себе профессии не новые. Однако с появлением нового закона об образовании в Российской Федерации и в связи с меняющимися техникой и технологиями, требованиями к подготовке кадров стандарты подготовки были доработаны и уточнены.

Они определяют уровень подготовки поступающего на обучение по конкретной специальности, сроки обучения в техникуме или колледже, устанавливают, как студент должен проходить обучение, что он должен знать и уметь после получения диплома. Новые стандарты предусматривают, что техникум или колледж может вносить изменения в образовательные программы с учетом изменений в экономике.

Правильный выбор профессии

По данным министерства труда и занятости населения Рязанской области, в ближайшие семь лет наиболее остро будет стоять потребность в рабочих профессиях. Как показывает статистика, в советское время 70% населения получали начальное и среднее профессиональное образование, 30% – высшее. В начале 2000-х годов все изменилось с точностью до наоборот. Этот дисбаланс привел к тому, что сейчас наблюдается острая нехватка рабочих рук. Если раньше частично эти вакансии закрывались выходцами из ближнего зарубежья, то сейчас законодательство четко регулирует эту сферу, и страна нуждается в своих специалистах. Но большинство молодежи все еще стремится в вузы. Хотя, как отмечает заместитель министра образования нашего региона Дмитрий Боков, в обществе нет столько людей, способных полноценно освоить программу высшего образования. То есть порой люди поступают в институт, потому что это престижно.

– Часто именно родители формируют позицию ребенка, выбирают для него профессию, при этом не думая, где он будет работать после окончания вуза, – говорит Дмитрий Боков. – Наша задача сейчас – максимально приблизить образовательные организации нашего региона к реальному сектору экономики. Мы делаем все возможное, чтобы люди шли учиться именно на востребованные специальности.

Регулярно в школах проводятся собрания с родителями, на которых ведется профориентационная работа. Ведь родитель заранее должен представлять всю социальную лестницу продвижения ребенка: от поступления в ссуз (вуз) до последующего места трудоустройства. Тем более в связи с новыми экономическими реалиями, обусловленными геополитическим давлением, внутренний рынок будет развиваться, и ему будут нужны специалисты рабочего сектора.

Кто сейчас нужнее?

Сегодня и в ближайшие годы самые востребованные специальности – педагоги, врачи, специалисты в сфере строительства, машиностроения, приборостроения, электронной техники, радиотехники.

В настоящее время сокращается набор по экономическим, юридическим и управленческим специальностям в ссузах – ими рынок перенасыщен. Но делается это очень аккуратно, с глубокой аналитикой всех процессов. Количество бюджетных мест в ссузы формируется по согласованию с другими министерствами региона, с учетом мнения работодателей, чтобы была ясная картина спроса и предложения специальностей.

Сейчас в Рязани и области работают 32 ссуза, 26 из которых находятся в ведении регионального министерства образования. Прием на основные образовательные программы среднего профессионального образования общедоступен, то есть ведется без экзаменов, согласно оценкам в аттестате. Спецэкзамены требуются только для творческих профессий и профессий, требующих специальной физической подготовки: например, учитель физкультуры, музыкант, художник. В настоящий момент профессиональное сообщество обсуждает возможность увеличения сроков обучения.

– Мое мнение, что 3,5 года вполне достаточно для освоения любой программы среднего профессионального образования, – считает Дмитрий Боков. – Единственное, что мы должны делать: довести долю практических занятий до 60% от всего времени обучения. Практика должна проходить непосредственно у работодателя. Чтобы оптимизировать срок обучения и за короткое время давать качественные и полноценные знания, наша образовательная сеть должна быть мобильной.

Из армии – на работу

Но у многих специальностей есть возрастные ограничения до 18 лет. А как раз с этого возраста наступает воинская обязанность. В Рязанской области министерством образования второй год проводится работа по закреплению ребят на предприятиях до прохождения срочной воинской службы. И хотя целевого приема на обучение в ссузы нет, но зато у студентов есть возможность заключить договор на целевое обучение с предприятием или учреждением, имеющим государственную или муниципальную долю собственности. Ведь многие руководители, особенно предприятий в сельской местности, нуждаются в молодых квалифицированных кадрах, поэтому и готовы заключить с ними «договор на будущее». В нем прописываются меры социальной поддержки, которые предлагает предприятие будущему сотруднику: например, предоставление жилья по месту работы, доплата к стипендии и т.д.

– Каждый год количество заключенных договоров между студентами и предприятиями растет, – подчеркнул замминистра. – Наша стратегическая задача – чтобы трудоустройство по специальности было максимальным. Систематически мы проводим мониторинг трудоустройства выпускников по специальности. В последние два года этот показатель движется вверх. На бирже труда у нас сейчас выпускников ссузов не числится.

Новые возможности

Сфере образования приходится постоянно подстраиваться под возникающие потребности экономики, поэтому в ссузах появляются новые специальности. Например, в Рязанском аграрном техникуме в п. Варские недавно начали подготовку специалистов для сферы, курируемой МЧС. В Рязанском технологическом колледже в этом году планируется первый набор по направлению «Ландшафтный дизайн». Расширяется перечень профессий в сфере строительства.

Улучшаются условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В Рязанском колледже электроники за последние два года подготовлена хорошая база для обучения инвалидов: оборудованы аудитории, создана библиотека для людей с ограниченными возможностями. В этом году подготовительная работа будет завершена и будут набираться полноценные группы. Причем там будет вестись инклюзивное образование, то есть включение ребят с ограниченными возможностями здоровья в общий процесс обучения.

– Наша задача – заинтересовать молодежь, чтобы выпускники ссузов пошли работать по профессии. Мы должны сделать рабочие специальности выгодными и привлекательными. Современная молодежь должна осознавать: работать на производстве престижно.

Автор http://rv-ryazan.ru/news/36937.html