Сопровождение деятельности по внедрению новых
и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль?

23-24 июля 2020 года в «Точке кипения» АСИ в рамках работы стратегической сессии «Основные направления развития СПО в Российской Федерации на период до 2030 года» состоялось 3 заседания группы

23-24 июля 2020 года в «Точке кипения» АСИ в рамках работы стратегической сессии «Основные направления развития СПО в Российской Федерации на период до 2030 года» состоялось 3 заседания группы, предусматривающей обсуждение ключевых вопросов государственного регулирования среднего профессионального образования (далее СПО). Наименование группы – «Стандарты, нормы и содержание подготовки».



Работа предусматривала 3 основных такта: 

– анализ текущей ситуации в системе СПО;

– формированию основных направлений развития в среднем профессиональном образовании;

– определению программы действий в части модернизации СПО.

В работе группы приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители руководства Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО», а также руководители руководство Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», представители образовательных организаций высшего образования, реализующих программы СПО, ведущие эксперты-аналитики в области развития СПО. В том числе:

Д.Е. Глушко, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации;

М.И. Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения;

А.А. Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), С 2012 по 2016 годы – заместитель министра образования и науки Российской Федерации;

Ф.Ф. Дудырев, директор Центра развития навыков профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики»;

Е.Н. Серебрякова, министр образования Новгородской области;

В.Н. Щербаков, заместитель начальника Департамента профессионального образования Томской области;

М.Г. Дмитриев, директор Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»;

И.Н. Грибанов, заместитель директора Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»;

С.И. Наумова, начальник Центра аналитики и методического сопровождения СПО Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»;

Д.А. Уфимцев, директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»;

Е.Н. Модонов, зам. директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»;

Н.В. Нерсесян, директор подмосковного колледжа «Энергия».

Оценка текущего состояния определила перечень основных достижений в области среднего профессионального образования по состоянию на текущий год (Приложение 1), которые сосредоточены в следующих направлениях:

– в области управления;

– в области содержания подготовки;

– в области применяемых механизмов взаимодействия в системе СПО.

Основными инструментами управления в период последних лет стали Федеральная программа развития образования (Государственная программа развития образования), а также Федеральные проекты «Рабочие кадры для передовых технологий», ФП «Молодые профессионалы», устанавливающие основные ориентиры развития СПО.

В период с 2015-2020 год в субъектах Российской Федерации проведена оптимизация региональных сетей СПО, что определило эффективные инструменты совершенствования модели управления в системе подготовки кадров среднего звена. Однако отмечена также частичная мимикрия региональных систем в части сохранения мало эффективных колледжей путем перевода их в филиалы ПОО.

В области обновления структуры подготовки кадров в СПО видимым достижением является модернизация перечней среднего профессионального образования, разработка и актуализация ФГОС СПО, разработка примерных основных образовательных программ, получивших единое применение на всей территории Российской Федерации через федеральный реестр примерных основных образовательных программ.

В части научно-методического сопровождения в среднем профессиональном образовании создана система из 42 Федеральных учебно-методических объединений, позволяющая на федеральном уровне осуществлять разработку требований к подготовке кадров, в том числе ФГОС и ПООП, обеспечивать подготовку педагогических кадров по узкопрофильным методическим вопросам.

В последние годы Федеральным органом исполнительной власти введена в действие система мониторинга в среднем профессиональном образовании, установлена возможность оперативного сбора информации через личные кабинеты образовательных организаций, возможность создания новых актуальных запросов и быстрого продвижения их в субъекты.

Также отмечена роль государственно-общественных институтов управления в СПО, в том числе органов государственно-общественного управления на уровне профессиональных образовательных организаций, а также при органах исполнительной власти, развитие институциональных решений в области общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Отмечены также новые инструменты развития кадрового потенциала в колледжах и техникумах страны, в том числе возникновение новой формы договоров («Эффективный контракт»), позволяющего стимулировать педагогических работников к более активной деятельности. Однако отмечено, что данная инициатива пока не нашла широкого применения в большей части субъектов Российской Федерации.

В части развития компетенций педагогических кадров сегодня федеральными государственными образовательными стандартами установлена обязательность и периодичность повышения квалификации мастеров и педагогов ПОО. Однако качество и номенклатура данных программ, а также программ стажировок педагогических кадров  требует экспертной оценки на соответствие требованиям.

Также драйверном изменений стало активное участие Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в развитии чемпионатного движения, что послужило катализатором активного развития колледжей Российской Федерации. Данное движение имеет иерархическую структуру и предусматривает повышение уровня участия в чемпионатах на основе персональных достижений обучающихся (Региональный уровень, национальный уровень, международный уровень). Активное развитие получили всероссийские олимпиады профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования в соответствии с укрупненными группами.  

Особую поддержку в эти годы получило сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая обеспечение условий доступности в профессиональных образовательных организациях, методическое сопровождение и развитие чемпионатного движения Абилимпикс для лиц с ОВЗ и инвалидов.

Модель развития сетей специально создаваемых организаций, предусматривающий приоритеты развития СПО, выявила как достижения, так и проблемные зоны целевого финансирования соответствующих проектов. Так, в последние годы были профинансированы через государственную поддержку проекты в части создания межрегиональных центров компетенций (МЦК), Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). После передачи на федеральный уровень базовые цели по созданию  данных организаций претерпевали изменения.

Особым достижением за последние годы стало развитие нового вида аттестационных процедур в виде демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой (и промежуточной) аттестации. Данный инструмент оценки отмечен членами группы как эффективный, перспективный и заслуживающий дальнейшего совершенствования.

По итогам работы группы подготовлена презентация и доклад, которые представлены Ф.Ф. Дудыревым, директором Центра развития навыков профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики».

Второй период был посвящен определению направлений развития в среднем профессиональном образовании. На данном такте работы отмечены определенные разрывы, требующие внимания со стороны государства. Так отмечены противоречия:

– между взглядом на колледжи со стороны рынка труда и мнением государства;

– между госрегулированием и реальными возможностями колледжа как участника рынка;

– между социальной функцией колледжа в малых городах и трендами развития на уровне мировых стандартов.

Докладчиком по данному направлению выступил А.А. Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ).

В третьей части работы группы выявлены основные векторы развития системы среднего профессионального образования, в том числе:

1) формирование российской идентичности в вопросах воспитания личности;

2) социализация гражданина через его постоянную адаптацию к требованиям меняющейся экономики;

3) локализация лучших практик на уровне международных стандартов WS;

4) повышение качества общего образования.

Также выделены решения в области молодежной политики, дифференцированная поддержка «сильных» и «социально функционирующих» колледжей (в малых горoдах, поселениях и др.), новые принципы формирования бюджетных мест. Особое обсуждение коснулась принципов распределения КЦП. Так один из вариантов может предусматривать установление закономерности выделения контрольных цифр приёма по доле отчисления в бюджет налогов по видам экономической деятельности, в которых трудоустроены выпускники.

Уделено внимание созданию единого банка электронных УМК для повышения качества общего образования, «стандартизации» требований к циклам ОГСЭ, ЕН, ОП.

Особое внимание уделено реформе педагогического образования для «выращивания» провайдеров лучших практик (сочетание классического пед. образования с передовыми технологиями подготовки по международным стандартам), а также входная оценка уровня квалификации педагога.

Докладчиками по итогам третьей части работы ПАС от группы выступили два участника:

С.И. Наумова, начальник Центра аналитики и методического сопровождения СПО Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»;

Е.Н. Модонов, зам. директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».