В Государственной думе прошли парламентские слушания по вопросам образования
4 октября Комитет Государственной думы по образованию провёл парламентские слушания на тему «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: состояние и перспективы совершенствования нормативного обеспечения».
Слушания открыл глава Комитета по
образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Он
отметил важность и актуальность темы парламентских слушаний — она постоянно
присутствует в СМИ, неравнодушно к этим вопросам и общество, если судить по
опросам социологов.
В качестве примера Никонов
озвучил данные последнего соцопроса о качестве российского образования,
проведённого в конце августа этого года сотрудниками Аналитического центра Юрия
Левады. В исследовании участвовал 1601 человек старше 18 лет из 45 регионов
страны.
Как выяснилось, большинство
россиян (72 %) не удовлетворено качеством образования в России. Тех, кого
система обучения вполне устраивает, нашлось только 20 %. Ещё 8 % не
определились со своим отношением к этой проблеме. Число недовольных по
сравнению с прошлым годом выросло на 4 % (в 2012 году их было 68 %),
положительно относились к российскому образованию год назад 22 % россиян.
По данным опроса, отечественным
образованием довольны 38 % студентов, 22 % женщин, 33 % россиян моложе 25 лет,
30 % людей со средним образованием, 27 % граждан с высоким потребительским
статусом и 23 % сельских жителей. Среди недовольных российской системой
обучения больше всего мужчин (74 %), граждан в возрасте от 40 до 55 лет (74 %),
москвичей и специалистов (по 79 %), домохозяек (87 %).
Более трети россиян на протяжении
последних восьми лет считают, что качество работы системы образования стабильно
ухудшается. Больше всего она устраивала россиян в 2008 году, тогда 23 % россиян
увидели улучшения, а ещё 47 % посчитали, что качество не изменилось. В 2013
году значительное число россиян (за период с 2005 года) считает, что система
образования ухудшилась (38 %), об улучшении говорят только 10 %. Большая часть
опрошенных (41 %) заявила о том, что качество осталось прежним (опрос, правда,
не уточняет — по-прежнему плохим или по-прежнему хорошим).
В продолжение выступления
Вячеслав Никонов определил два вопроса по теме парламентских слушаний.
Во-первых, кто и как должен оценивать эффективность и качество образования. В
этом вопросе глава думского комитета по образованию отметил необходимость
дальнейшего развития институтов независимой экспертизы. Во-вторых, как
устранить те неправильные действия, которые возникли при проведении мониторинга
вузов. Никонов отметил, что выбранный подход, когда все вузы должны доказать
свою эффективность, неразумен и губительно сказывается на репутации серьёзных
университетов России...
В ходе парламентских слушаний в
качестве основных докладчиков выступили: Александр Климов, заместитель министра
образования и науки России; Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки; Александр Соболев, директор департамента
государственной политики в сфере высшего образования и науки.
В дискуссии приняли участие
депутаты и члены Совета Федерации, представители Министерства промышленности и
торговли РФ, Российской академии наук, Российского союза ректоров, объединений
работодателей, региональных структур исполнительной власти, эксперты.
Андрей Морозовиализации учащихся.