Москва запускает проект дуального образования
О том, необходимы ли будущим рабочим фундаментальные науки и чего, с точки зрения работодателей, реально не хватает в программах их обучения, «МК» рассказал сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик.
— Алексей Евгеньевич, чего, по мнению работодателей, не хватает нашей
системе профобразования?
Бизнес сегодня иногда вынужден брать на себя и образовательную функцию, ведь от
того, насколько качественно мы обучим работать того же лаборанта-микробиолога
или инженера-микробиолога, завтра будет зависеть наша конкурентоспособность, и
прежде всего, будут ли наши лекарства так же эффективны, как экспортируемые. С
точки зрения перспективы развития высокотехнологической отрасли такого рода
вопросы вообще не должны стоять.
Кроме того, производительность труда по рабочим профессиям в России существенно
ниже, чем в наиболее развитых странах мира: по ряду отраслей, например, она
составляет 15–25% от уровня США. А лимитирует как темпы, так и направления
развития нашей промышленности нынешний уровень профподготовки. Очень многие
высокотехнологичные проекты буксуют, а то и не реализуются вовсе именно из-за
нехватки рабочих рук нужной квалификации. Да и фактор наличия трудовых ресурсов
все чаще становится решающим в процессе принятия инвестором решения о
локализации производственных процессов.
— Раз все так серьезно, то свое слово, наверное, должно сказать государство?
Государство при поддержке бизнеса уже предпринимает целенаправленные шаги к
реформированию существующей системы профессионального образования. При должном
уровне реализации эти реформы позволят значительно улучшить не только ситуацию
на рынке труда, но и инвестиционную привлекательность многих российских
регионов. Начиная с этого года на условиях частно-государственного партнерства
у нас в стране стартовала программа дуального образования, уже лет двадцать
успешно внедряемая в Германии. Правда, у нас она пока носит экспериментальный
характер.
— В чем суть этого эксперимента?
Дуальное образование направлено на параллельное проведение теоретического и
практического курсов. Практическая часть подготовки проходит на рабочем месте
или оборудованном «под завод» учебном корпусе, а теоретическая часть — на базе
образовательной организации. В целом дуальное обучение похоже на прикладной
бакалавриат, но только для среднего профессионального образования. Говоря
проще, это возможность получать техническую специальность на предприятии,
проводя до 80% времени «у станка», а не за партой.
— Когда и где будет запущен этот проект? Сколько студентов пройдут программы
дуального образования первыми?
Готовить технических специалистов по дуальной системе в России начнут с
сентября этого года. Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках
развития Национальной системы компетенций и квалификаций уже подготовлена
«Дорожная карта по внедрению системы дуального обучения в регионах России».
Ландшафт дуального образования также определен. В этом году эксперимент
начнется с Ярославской, Калужской, Ульяновской областей, в Красноярском и
Пермском краях.
— Кто финансирует эту программу — регионы или бизнес?
Дуальное образование предполагает совместное финансирование программ подготовки
высококвалифицированного персонала предприятиями и местными органами власти,
заинтересованными в развитии рынка труда и экономики своего региона. Такая
кооперация и партнерство оправданны, ведь в достижении результата
заинтересованы все: чтобы привлечь в качестве инвесторов технологичные
компании, регионам надо инвестировать в подготовку кадров; бизнес получит
высококвалифицированных рабочих; а главное, преодолевается разрыв между требованиями
современного производства и системой подготовки рабочих кадров.
Марина Лемуткина
Автор http://www.mk.ru/social/2014/08/10/moskva-zapuskaet-proekt-dualnogo-obrazovaniya.html