Все профессии важны. Но рабочие – нужнее…
Ежегодно до 1 марта все ссузы региона обязаны вывесить правила приема, перечень профессий и специальностей, вступительных испытаний на своем сайте и информационном стенде приемной комиссии.
Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ утвердило федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования по 39 профессиям. Сами по себе профессии не новые. Однако с появлением нового закона об образовании в Российской Федерации и в связи с меняющимися техникой и технологиями, требованиями к подготовке кадров стандарты подготовки были доработаны и уточнены.
Они определяют уровень
подготовки поступающего на обучение по конкретной специальности, сроки обучения
в техникуме или колледже, устанавливают, как студент должен проходить обучение,
что он должен знать и уметь после получения диплома. Новые стандарты
предусматривают, что техникум или колледж может вносить изменения в
образовательные программы с учетом изменений в экономике.
Правильный выбор
профессии
По данным министерства труда и
занятости населения Рязанской области, в ближайшие семь лет наиболее остро
будет стоять потребность в рабочих профессиях. Как показывает статистика, в
советское время 70% населения получали начальное и среднее профессиональное
образование, 30% – высшее. В начале 2000-х годов все изменилось с
точностью до наоборот. Этот дисбаланс привел к тому, что сейчас наблюдается
острая нехватка рабочих рук. Если раньше частично эти вакансии закрывались
выходцами из ближнего зарубежья, то сейчас законодательство четко регулирует
эту сферу, и страна нуждается в своих специалистах. Но большинство молодежи все
еще стремится в вузы. Хотя, как отмечает заместитель министра образования
нашего региона Дмитрий Боков, в обществе нет столько людей, способных
полноценно освоить программу высшего образования. То есть порой люди поступают
в институт, потому что это престижно.
– Часто именно родители
формируют позицию ребенка, выбирают для него профессию, при этом не думая, где
он будет работать после окончания вуза, – говорит Дмитрий Боков. –
Наша задача сейчас – максимально приблизить образовательные организации
нашего региона к реальному сектору экономики. Мы делаем все возможное, чтобы
люди шли учиться именно на востребованные специальности.
Регулярно в школах проводятся
собрания с родителями, на которых ведется профориентационная работа. Ведь
родитель заранее должен представлять всю социальную лестницу продвижения ребенка:
от поступления в ссуз (вуз) до последующего места трудоустройства. Тем более в
связи с новыми экономическими реалиями, обусловленными геополитическим
давлением, внутренний рынок будет развиваться, и ему будут нужны специалисты
рабочего сектора.
Кто сейчас нужнее?
Сегодня и в ближайшие годы самые
востребованные специальности – педагоги, врачи, специалисты в сфере
строительства, машиностроения, приборостроения, электронной техники,
радиотехники.
В настоящее время сокращается
набор по экономическим, юридическим и управленческим специальностям в
ссузах – ими рынок перенасыщен. Но делается это очень аккуратно, с
глубокой аналитикой всех процессов. Количество бюджетных мест в ссузы
формируется по согласованию с другими министерствами региона, с учетом мнения
работодателей, чтобы была ясная картина спроса и предложения специальностей.
Сейчас в Рязани и области
работают 32 ссуза, 26 из которых находятся в ведении регионального министерства
образования. Прием на основные образовательные программы среднего
профессионального образования общедоступен, то есть ведется без экзаменов,
согласно оценкам в аттестате. Спецэкзамены требуются только для творческих
профессий и профессий, требующих специальной физической подготовки: например,
учитель физкультуры, музыкант, художник. В настоящий момент профессиональное
сообщество обсуждает возможность увеличения сроков обучения.
– Мое мнение, что 3,5 года
вполне достаточно для освоения любой программы среднего профессионального
образования, – считает Дмитрий Боков. – Единственное, что мы должны
делать: довести долю практических занятий до 60% от всего времени обучения.
Практика должна проходить непосредственно у работодателя. Чтобы оптимизировать
срок обучения и за короткое время давать качественные и полноценные знания,
наша образовательная сеть должна быть мобильной.
Из армии – на
работу
Но у многих специальностей есть
возрастные ограничения до 18 лет. А как раз с этого возраста наступает воинская
обязанность. В Рязанской области министерством образования второй год
проводится работа по закреплению ребят на предприятиях до прохождения срочной
воинской службы. И хотя целевого приема на обучение в ссузы нет, но зато у
студентов есть возможность заключить договор на целевое обучение с предприятием
или учреждением, имеющим государственную или муниципальную долю собственности.
Ведь многие руководители, особенно предприятий в сельской местности, нуждаются
в молодых квалифицированных кадрах, поэтому и готовы заключить с ними «договор
на будущее». В нем прописываются меры социальной поддержки, которые предлагает
предприятие будущему сотруднику: например, предоставление жилья по месту
работы, доплата к стипендии и т.д.
– Каждый год количество
заключенных договоров между студентами и предприятиями растет, –
подчеркнул замминистра. – Наша стратегическая задача – чтобы
трудоустройство по специальности было максимальным. Систематически мы проводим
мониторинг трудоустройства выпускников по специальности. В последние два года
этот показатель движется вверх. На бирже труда у нас сейчас выпускников ссузов
не числится.
Новые возможности
Сфере образования приходится
постоянно подстраиваться под возникающие потребности экономики, поэтому в
ссузах появляются новые специальности. Например, в Рязанском аграрном техникуме
в п. Варские недавно начали подготовку специалистов для сферы, курируемой
МЧС. В Рязанском технологическом колледже в этом году планируется первый набор
по направлению «Ландшафтный дизайн». Расширяется перечень профессий в сфере
строительства.
Улучшаются условия для обучения
студентов с ограниченными возможностями здоровья. В Рязанском колледже
электроники за последние два года подготовлена хорошая база для обучения
инвалидов: оборудованы аудитории, создана библиотека для людей с ограниченными
возможностями. В этом году подготовительная работа будет завершена и будут
набираться полноценные группы. Причем там будет вестись инклюзивное
образование, то есть включение ребят с ограниченными возможностями здоровья в
общий процесс обучения.
– Наша задача – заинтересовать молодежь, чтобы выпускники ссузов пошли работать по профессии. Мы должны сделать рабочие специальности выгодными и привлекательными. Современная молодежь должна осознавать: работать на производстве престижно.