Получить профессию можно будет без аттестата
Школьники, не имеющие аттестата даже за 9 классов, получат возможность пройти подготовку по программам профессионального обучения
Получить профессию можно будет без аттестата
Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ,
согласно которому у школьников появится шанс получить свою первую профессию, не
имея аттестата. Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения. Согласно подписанному документу (есть в
распоряжении «Известий»), к освоению основных программ обучения по программам
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих отныне
допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего
или среднего общего образования. Ранее предъявлялось требование о наличии
школьного аттестата.
Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, изменения вызваны необходимостью
обеспечить равенство доступа к освоению основных программ профессионального
обучения по профессиям рабочих, предоставив доступ всем категориям учащихся, в
том числе и тем, кто еще не прошел государственную итоговую аттестацию 9
класса, включая учащихся с ограниченными возможностями.
— Программы профессионального обучения позволяют приобрести первоначальные
профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего профессионального
образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести навыки по
профессиям, требования к которым, согласно профессиональным стандартам,
ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не требуют
уровня среднего профессионального и высшего образования, — заявили в
пресс-службе.
Само по себе профессиональное обучение направлено на приобретение лицами
различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с
конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными
профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов,
классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения
уровня образования. Организовывается оно зачастую центрами занятости населения
и компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной квалификации.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное образование, состоит из нескольких сотен наименований, среди
которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник, сортировщик, лесоруб, повар,
официант, курьер, кучер, лифтер, младший воспитатель, фармацевт, бортпроводник
и т.д.
Утвержденные изменения не отменяют действующих норм трудового законодательства,
а лишь призваны дать возможность начать раньше осваивать необходимую сферу
будущей деятельности молодого специалиста.
— Изменение направлено в первую очередь именно на расширение доступа к процессу
обучения для всех категорий учащихся и не отменяет общего требования к
получению гражданами Российской Федерации основного общего и среднего общего
образования, закрепленного федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», а также не изменяет требования к работнику при приеме на работу,
закрепленные Трудовым кодексом и иными актами трудового законодательства, —
отметили в Минобрнауки.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что
изменения являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин
испытывают трудности в освоении программ основной школы.
— К программам профобучения отнеслись как к программам, дающим профессию,
которая может базироваться на любом уровне образования. Было сочтено
целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая, что
любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас
проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти
программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести
профессиональные навыки, — считает Абанкина.
Академик Российской академии образования доктор педагогических наук Анатолий
Цирюльников уверен, что получение образования непосредственно на практике имеет
право на существование.
— Надо смотреть по каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены
практическим путем. Хочу привести в пример голландский проект по
агрообразованию, где применяются практические школы, в которых доля практики
очень высока. У немцев дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда
компании готовят специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля
практического обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами
знаем, что по жизни люди получают чаще образование из жизни. Есть формальное
образование (школы, вузы), неформальное (во время практики), и есть
информальное (образование из жизни). Необходимо сочетать все три похода, но
есть люди, которые занимаются самообразованием, — и такие примеры есть на
каждом шагу, — отметил Цирюльников.