Новый документ МОН: Методические рекомендации по совершенствованию СПО
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования среднего профессионального образования на основе использования результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства являются
важным элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества
подготовки кадров по программам среднего профессионального образования,
площадками самореализации и профессиональной самоидентификации студентов,
выявления лучших практик взаимодействия с профессиональным сообществом для
трансляции в образовательный процесс с целью совершенствование системы
подготовки профессиональных кадров.
Современные механизмы внешней оценки профессиональных
компетенций дают возможность определить направления совершенствования
деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального
образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым
образцам подготовки профессиональных кадров.
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший
по профессии» решает задачи повышения престижа высококвалифицированного
труда работников массовых профессий и специальностей, пропаганды их достижений
и передового опыта, содействия в привлечении молодежи для обучения и
трудоустройства на рабочие профессии.
Профессии и специальности, выносимые на чемпионаты,
конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, определяются исходя из
приоритетных задач развития экономики, профессиональной ориентации молодежи,
популяризации рабочих профессий и специальностей.
Задания олимпиад и конкурсов профессионального мастерства
формируются на основе ключевых принципов оценивания:
валидность - объекты оценки должны соответствовать
поставленным целям обучения;
надежность - использование единообразных критериев для
оценивания результатов участников; четко сформулированные критерии
оценки;
объективность - разные участники должны иметь равные
возможности добиться успеха; должны использоваться максимально
объективные процедуры и методы оценки;
профессионализм в оценивании – членами жюри должны являться
высококвалифицированные специалисты, эксперты в данной области.
Анализ отечественного и международного опыта проведения
олимпиад и конкурсов профессионального мастерства позволил выявить ряд
эффективных практик, применение которых способствует совершенствованию среднего
профессионального образования по:
Реализации новых подходов к проектированию структуры,
процедур и критериев оценки выполнения конкурсных заданий участниками;
организации рабочих мест в соответствии с международными
стандартами и современными технологиями;
учету результатов проведения чемпионатов профессионального
мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным
профессиям и специальностям при разработке основных образовательных программ
профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ
и дополнительных профессиональных программ (далее - образовательные программы
или программы);
разработке контрольно-измерительных материалов для
проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам
среднего профессионального образования, профессионального обучения на основе
чемпионатных и конкурсных заданий.
Методические рекомендации направлены на оказание
методической помощи руководителям и педагогическим работникам профессиональных
образовательных организаций, методистам и разработчикам образовательных
программ, организаторам чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских
олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и
специальностям, разработчикам контрольно-измерительных материалов для
проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Рекомендации разосланы Министерством образования и науки РФ в региональные органы управления образованием Письмом 06-2069 от 28.12.2017.