В Минобрнауки России подвели итоги проектной деятельности по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год
В формате проектной деятельности Минобрнауки России по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год обеспечивало реализацию 5 приоритетных проектов.
Цель проекта «Современная
цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ‑
сформировать национальную платформу электронного образования, обеспечивающую
доступ к широкому набору онлайн-курсов всех категорий обучающихся, аудитория
которых должна составить к концу 2025 года 11 млн. человек.
Реализация проекта идёт по двум основным направлениям:
формирование цифрового образовательного пространства в Российской Федерации
и совершенствование нормативно-правовой базы с целью обеспечения широкого
использования онлайн-курсов в системе высшего образования.
Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую
эксплуатацию информационного ресурса, обеспечивающего по принципу «одного окна»
доступ
к онлайн-курсам, с возможностью дистанционного освоения дисциплин (модулей)
образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
В настоящее время банк информационного ресурса включает свыше 450 курсов.
С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала
в 10 субъектах Российской Федерации создана сеть региональных центров
компетенций в области онлайн–обучения – своего рода провайдеров для широкого
внедрения и эффективного использования онлайн-курсов в вузах и организациях
СПО. На базе региональных центров прошли повышение квалификации более
3,5 тысяч сотрудников образовательных организаций высшего образования
и профессиональных образовательных организаций.
Всего в 2017 году прошли обучение на онлайн-курсах для
формального
и неформального образования 241 тыс. человек, включая учащихся школ, студентов
вузов и организаций СПО. 27 тыс. человек получили документы, подтверждающие
результаты обучения.
Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт
средств федерального бюджета составил в 2017 году 400 млн. рублей.
Проект «Создание
современной образовательной среды для школьников» направлен
на обеспечение современных условий для обучения школьников, в том числе за счет
строительства новых школ. В рамках проекта планируется создание
к 2025 году 6,5 млн. новых мест в общеобразовательных организациях
субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить переход на обучение в
одну смену в 100 % школ, а также решить задачи обеспечения надлежащих
санитарно-гигиенических условий в школьных зданиях. Для их решения в субъектах
Российской Федерации возводятся новые школы либо приобретаются (выкупаются)
здания с целью последующего размещения в них общеобразовательных организаций.
В рамках заключенных соглашений
построены/приобретены/выкуплены 83 здания общеобразовательных организаций
с общей численностью 53 209 мест,
в том числе 28 зданий с общей мощностью 10 558 мест расположены в сельских
поселениях.
Дополнительно за счёт федеральных средств путем
капитального ремонта
и иными способами создано 3 679 мест. Таким образом, общее число мест,
созданных в общеобразовательных организациях в рамках приоритетного проекта
в 2017 году – 56 888.
В целях безусловного исполнения взятых обязательств
Минобрнауки России в 2017 году проведена корректировка правил предоставления
субсидий из федерального бюджета на софинасирование государственных программ
субъектов Российской Федерации по созданию новых мест в общеобразовательных
организациях. Данная мера позволит субъектам Российской Федерации осуществить
финансовое обеспечение строительства в течение двух лет, что особенно важно для
регионов со сложными климатическими и ландшафтными условиями.
Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт
средств федерального бюджета составил в 2017 году 25 млрд. рублей.
В настоящее время средства федерального бюджета
распределены на строительство объектов школ по заявкам регионов на период
2018-2019 годов и 2019-2020 годов.
Проект «Подготовка
высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и
передовых технологий» направлен на создание
конкурентоспособной системы среднего профессионального образования,
обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров
в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Ожидается,
что к 2020 году численность выпускников образовательных организаций,
продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс
Россия, составит не менее 50 тыс. человек.
В целях подготовки кадров для региональных экономик по
наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям
(ТОП-50) в 2017 году Минобрнауки России разработаны и утверждены 44 ФГОС
из перечня профессий по наиболее востребованным, новым и перспективным
профессиям и специальностям СПО, входящим в ТОП-50.
На начало 2017/18 учебного года получили лицензии на
реализацию соответствующих образовательных программ и приступили к работе по
новым стандартам более 1400 колледжей и 58 вузов, которыми осуществлен приём
86 тысяч студентов из всех регионов Российской Федерации.
В 2018 году более 1,4 тысяч выпускников по профессиям и
специальностям ТОП-50 завершат обучение по новым ФГОС СПО и впервые пройдут
государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена.
В рамках проекта проводится масштабное повышение
квалификации педагогических кадров СПО, благодаря которому свыше 5 тыс. преподавателей
(мастеров производственного обучения) из всех регионов уже освоили программы
повышения квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс».
Успешно прошла пилотная апробация внедрения в системе СПО
демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившая 14 тыс.
обучающихся из 240 образовательных организаций. Это позволит сформировать
подходы к независимой оценке качества подготовки выпускников СПО.
Среди прошедших в 2017 году наиболее значимых мероприятий
нужно отметить успешный дебют сборной России на 44 чемпионате мира по
профессиональному мастерству WorldSkills-2017 (октябрь 2017 г., Абу-Даби (ОАЭ),
которая заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей
(6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.
В рамках проекта также формируется образовательная
инфраструктура для тренировки национальной сборной во Всероссийском
учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации
престижа рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена».
Создается инфраструктура к проведению Мирового чемпионата по профессиональному
мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который пройдёт в 2019 году в Российской
Федерации, в г. Казани. Так, в прошедшем году для этих целей начато
строительство крупнейшего выставочного центра «Казань Экспо» общей площадью
свыше 209 тыс. кв. метров.
Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт
средств федерального бюджета составил в 2017 году 3,6 млрд. рублей. Указанные
средства федерального бюджета в соответствии с паспортом проекта освоены в
полном объеме.
Проектом «Вузы
как центры пространства создания инноваций» предусмотрено
обеспечение к 2025 году международной конкурентоспособности не менее 10 ведущих
российских университетов и создание в субъектах Российской Федерации не менее
100 университетских центров инновационного, технологического и социального
развития. Реализуемые мероприятия позволят обеспечить стабильное вхождение
ведущих российских вузов в ТОП-100 и ТОП-300 мировых рейтингов университетов.
Фактически по итогам 2017 года в ТОП–100 мировых рейтингов вошли 7, а в ТОП–300
мировых рейтингов – 13 российских университетов.
Начиная с 2017 года в рамках проекта стартовало новое
масштабное направление по формированию в субъектах Российской Федерации
университетских центров инновационного, технологического и социального
развития. Задача университетских центров – обеспечить реализацию
технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций
региональной экономики и регионального и муниципального бюджетов, и, таким
образом, стать основой пространства создания инноваций, источником позитивных
изменений городской и региональной среды.
В декабре 2017 года по итогам проведенного конкурсного
отбора определена 51 образовательная организация высшего образования, на базе
которой будут созданы университетские центры в 39 субъектах Российской
Федерации.
Формирование университетских центров осуществляется в
увязке с мерами государственной поддержки программ развития опорных
региональных университетов, статус которых в настоящее время уже присвоен 33
вузам из 32 субъектов Российской Федерации.
Миссия опорных университетов заключается в непосредственной
вовлеченности в решение задач социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации через насыщение региональных рынков труда
высококвалифицированными специалистами. Кроме того, большое внимание уделяется
развитию технологического предпринимательства и обеспечению закрепления
талантливых молодежи и ведущих ученых в регионе.
Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт
средств федерального бюджета составил в 2017 году 15,8 млрд. рублей, из
них исполнение по состоянию на 31 декабря 2017 года составляет 15, 7 млрд.
рублей (99,3 %).
Проект «Доступное дополнительное
образование для детей» направлен
на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным
образованием детей с учётом интересов ребёнка и его родителей, потребностей
социально-экономического и технологического развития страны.
Цель проекта ‑ к 2020 году обеспечить охват качественными
программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся
модельных центров дополнительного образования детей, не менее 70-75% детей в
возрасте от 5 до 18 лет.
В рамках проекта апробируются новые современные формы
дополнительного образования не только в действующих организациях, но и на базе
создающихся, к числу которых относятся детские технопарки «Кванториум» (далее –
«Кванториум»).
По итогам 2017 году сеть «Кванториумов» охватывает 37
субъектов Российской Федерации и включает 51 организацию, оснащённую
современным оборудованием и укомплектованных штатом профессиональных
педагогических и иных работников, из которых 26 – создано в 2017 году.
Сегодня на постоянной и бесплатной основе занимаются в
«Кванториумах» 45 тысяч детей, а порядка 400 тысяч являются активными
участниками проектов и мероприятий, которые проводятся на их площадках.
В 9 субъектах Российской Федерации внедрена модель
персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования:
свыше 124 тысяч детей уже получили сертификаты на освоение образовательных
программ. Там же создаются региональные модельные центры, которые станут
«ядром» всей системы дополнительного образования в регионах, объединив в
сетевом взаимодействии образовательные организации всех уровней. Работа
модельного центра будет сфокусирована на обеспечении обновления дополнительного
образования детей по трем направлениям: изменение содержания; методическое
обеспечение развития региональной системы; совершенствование профессионального
мастерства педагогов.
Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт
средств федерального бюджета составил в 2017 году свыше 1,5 млрд. рублей.
Работа по перечисленным проектам продолжается и в 2018
году.
Также в рамках проектной деятельности по стратегическому направлению «Международная кооперация и экспорт» Минобрнауки России реализует приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус «бренда» российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.