Экспозиция доступна в
виртуальном музее «Москва — с заботой об истории».
Здесь можно узнать о
процессе создания профессионально-технических училищ в городе, советских
реформах в образовании, жизни учебных заведений в сложные для страны периоды, а
также о том, как в России появились первые колледжи.
В День студента
Главархив открыл онлайн-выставку «Столичное профтехобразование. Страницы
истории». Она посвящена развитию среднего профессионального образования в
Москве с 1917 года по сегодняшний день. Экспозиция доступна в виртуальном музее
«Москва — с заботой об истории» и включает фотографии, видеокадры и документы
Главархива и столичного Департамента образования и науки.
«Новая выставка
охватывает важные периоды в истории московских профессионально-технических
училищ: их зарождение, основные советские реформы, жизнь учебных заведений в
сложные для страны периоды, образование первых колледжей. Благодаря материалам
можно представить жизнь студентов за последние 100 лет, а альбомы-отчеты
помогут узнать о процессе их обучения. Уверен, новая экспозиция может быть
полезна всем интересующимся историей науки и образования жителям, в том числе
молодым людям, выбирающим пути дальнейшего профессионального
совершенствования», — рассказал начальник Главного архивного управления города
Москвы Ярослав Онопенко.
После 1917 года
значительная часть сохранившихся ремесленных училищ была преобразована в
учебные заведения нового типа — техникумы. В 1920-е годы им придавали
исключительное значение, в этих учреждениях массово готовили технический и
младший управленческий персонал для заводов, фабрик и сельского хозяйства. В
новые учебные заведения спешно реорганизовывали технические институты в
губернских и областных центрах РСФСР. С 1930 года в условиях индустриализации
начался бум создания техникумов практически во всех городах страны.
Техникумы были
учебными заведениями для тех, кто уже имел как минимум школьное образование,
там готовили в основном мастеров и техников. Для молодежи, не окончившей школу,
но стремящейся получить квалифицированные профессии, на советских предприятиях
создавали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Туда принимали
подростков от 14 до 18 лет с начальным образованием. За два — четыре года из
них готовили рабочих массовых профессий. Но система школ ФЗУ и техникумов,
несмотря на ее широкое распространение, еще не могла удовлетворить нужды
растущей экономики.
2 октября 1940 года
вышел указ Президиума Верховного Совета «О государственных трудовых резервах
СССР», в соответствии с которым в стране была создана единая и всеохватывающая
система среднего профессионального образования. Она включала учебные заведения
двух типов: ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком
обучения для молодежи в возрасте 14–15 лет и школы фабрично-заводского обучения
(ФЗО) для молодых людей 16–17 лет, рассчитанные на полугодовой или
девятимесячный курс обучения. В училищах готовили кадры по специальностям,
которые требовали углубленной общеобразовательной подготовки. Школы ФЗО
выпускали рабочих массовых профессий. Учащимися были исключительно юноши. Они
находились на казарменном положении и состояли на полном государственном
обеспечении. После окончания училищ и школ ФЗО молодые люди были обязаны
отработать четыре года на государственных предприятиях. Вчерашним выпускникам
полагалась заработная плата в соответствии с полученной квалификацией и
отсрочка от призыва в армию на этот период.
В годы Великой
Отечественной войны система государственных трудовых резервов сыграла огромную
роль в экономике, обеспечив страну 2,48 миллиона квалифицированных рабочих.
В 1959–1963 годах
прошла коренная реформа системы профессионального образования. Все ремесленные
и железнодорожные училища и школы ФЗО были преобразованы в
профессионально-технические училища (ПТУ), а управления государственных
трудовых резервов стали управлениями профессионально-технического образования.
В новые учебные заведения принимались юноши и девушки после окончания семи
классов средней школы. Срок обучения составлял в среднем два года. В 1972 году
появились средние профессионально-технические училища, которые давали
выпускникам, помимо рабочей профессии, еще и полное среднее образование.
Соответственно, и срок обучения в них увеличился до трех-четырех лет.
В начале 1990-х в
России стали появляться колледжи. Их создавали с нуля или открывали на базе уже
существующих техникумов и профессиональных училищ. С 1 сентября 2013 года в
рамках соединения системы начального профессионального образования со средним
профобразованием многие ПТУ получили статус техникумов и колледжей. Этот
переходный период длился до 1 января 2016 года. Поступить в техникум и колледж
можно как после девятого класса, так и после 11-го.
История вопроса
Как жили, учились и
работали москвичи: музей акции «Москва — с заботой об истории» приглашает на
онлайн-выставки
Сегодня в системе
социального комплекса столицы работают 53 колледжа, где обучаются более 100
тысяч студентов. Эти образовательные организации предлагают самые широкие
возможности для получения более чем 170 перспективных специальностей и
профессий, востребованных во всех отраслях экономики города: транспортной
сфере, промышленности, образовании, сфере общественного питания,
здравоохранении, строительстве, ретейле, креативных индустриях, социальной
сфере, сфере безопасности и других.
В Москве коренным
образом меняется система профессиональной подготовки кадров. Идет масштабная
трансформация образовательного процесса, а также модернизация инфраструктуры.
Один из ключевых элементов всех изменений — постоянное взаимодействие с
работодателями, обучение специалистов под их запрос. До 70 процентов занятий в
столичных колледжах отводится практической подготовке студентов и отработке
навыков, которые позволят выпускникам сразу же включиться в реальные задачи на
производственных предприятиях города.
Ведется масштабное
обновление материально-технической базы. До конца этого года планируется
обновить более 230 площадок и создать около 90 новых лабораторий и мастерских.
Фото:
Учащиеся третьего курса судоводительского отделения Московского речного техникума на занятиях по лоции. Фото В. Трепетова. 1957 год. Главархив Москвы
Автор https://www.mos.ru/news/item/134582073/