Признание демонстрационного экзамена в системе НОК обсудили на конференции ИРПО
24–25 октября Институт
развития профессионального образования провел Всероссийскую научно-практическую
конференцию «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена».
24 — 25 октября Институт развития
профессионального образования провел Всероссийскую научно-практическую
конференцию «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена». В ее
работе приняли участие эксперты Национального агентства развития квалификаций
Мероприятие собрало
участников из 32 регионов страны, свои доклады представили 82 спикера.
Ключевой темой
пленарного заседания стало повышение качества среднего профессионального
образования.
Заместитель директора
Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Минпросвещения России Марина Софронова
рассказала о роли и месте демонстрационного экзамена в развитии системы среднего
профессионального образования.
О сопряжении
независимой оценки квалификации (НОК) и демонстрационного экзамена (ДЭ)
рассказала заместитель генерального директора Национального агентства Алла
Факторович. «Несмотря на принадлежность процедур демонстрационного экзамена и
независимой оценки квалификации к разному законодательству, очевидно сходство
между ними, ― констатировала она. ― Цель обеих процедур — оценить
сформированность профессиональных компетенций, обеспечивающих безбарьерный
выход выпускников колледжей на рынок труда, эффективную самостоятельную
профессиональную деятельность».
Спикер указала на
схожесть оценочных средств для НОК и ДЭ, пересечение состава экспертов,
оценивающих прохождение профессионального и демонстрационного экзамена,
возможность использования единых площадок для проведения НОК и ДЭ. Накопленный
опыт сопряжения процедур приобретает особую актуальность в связи с поручением
Президента Российской Федерации об отработке условий признания практической
части демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификации.
«Смысловая близость
процедур послужила триггером к проектированию сценариев их сопряжения.
Дополнительный стимул к этой работе – понимание всеми заинтересованными
сторонами социальных, экономических, образовательных и управленческих эффектов
подтверждения выпускниками наряду с образовательной квалификацией квалификации
профессиональной, востребованной на рынке труда и понятной работодателям», –
сказала эксперт Национального агентства.
Алла Факторович
проинформировала, что с 2018 года 27 советов по профессиональным квалификациям
и более 300 колледжей при методической поддержке Национального агентства
развития квалификаций реализуют проект по применению независимой оценки
квалификации при проведении промежуточной или государственной итоговой
аттестации по образовательным программам СПО. За это время удалось разработать
методику и протестировать три сценария сопряжения различных форм ГИА и
профессионального экзамена:
· совмещение (при полном совпадении требований),
· синхронизация,
· взаимозачет (полное или частичное признание
результатов).
В 2018 году успешно сдали профэкзамен 38% студентов, в 2024 году – уже
73%, отметила спикер. «Кроме того, колледжи получили реальную обратную связь о
сильных и слабых сторонах образовательных программ и конкретные рекомендации по
их доработке. Работодатели, в свою очередь, подтверждают, что сроки адаптации
выпускников, получивших свидетельство о квалификации, значительно сократились,
в среднем с полугода до 1 месяца», – резюмировала спикер.
На пленарном заседании также выступили проректоры Института развития
профессионального образования Светлана Наумова и Тамара Романова, заместитель
министра образования и науки Республики Башкортостан Инесса Косолапова,
директор Колледжа Московского транспорта Анна Печеная, директор Петровского
колледжа Елена Васина.
О совмещении процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и
независимой оценки квалификации в СПО на тематической секции «Совершенствование
методического сопровождения и методологии оценки качества профессионального
образования» рассказал заместитель руководителя Базового центра подготовки
кадров Национального агентства Егор Кулебякин.
Реализация совмещенного экзамена ГИА—НОК, отметил спикер, может включать
до 12 шагов. В их числе:
· соотнесение требований профстандартов с
требованиями ФГОС и ОПОП;
· организация повышения квалификации педагогов;
· формирование и утверждение экзаменационной
комиссии (ЭК) с включением экспертов центра оценки квалификаций (ЦОК);
· заключение договора между образовательной
организацией и ЦОК на проведение НОК;
· ознакомление студентов с процедурой, оценочными
средствами и т.д.;
· проведение ГИА, совмещенной с НОК;
· объявление результатов ГИА, валидация
результатов НОК в совете по профессиональным квалификациям;
· выдача свидетельств о квалификации и заключений
о прохождении профессионального экзамена;
· проведение профессионально-общественной
аккредитации образовательной программы.
Национальное
агентство разработало корпус рекомендаций по проведению ГИА—НОК в СПО, сообщил
Кулебякин.
Модератором секции
«Совершенствование методического сопровождения и методологии оценки качества
профессионального образования» выступила Алла Факторович.
«Нашей задачей была
концептуализация практики демонстрационного экзамена и подготовка предложений
по совершенствованию методологии оценки качества профессионального образования
в целом. Если мы отработаем существующие проблемы на уровне демонстрационного
экзамена, то их можно будет транспонировать на методологию качества оценки
профессионального образования в целом», – отметила модератор сессии.
Национальное агентство
развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального
совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям,
оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую
поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует
развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует
согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их
взаимодействии с государственными и негосударственными структурами,
ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в
том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии
качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового
опыта.