Сфера профессионального образования — ключевой элемент национального развития
В рамках реализации национальных и федеральных проектов были утверждены 44 новых показателя, которые помогут отслеживать прогресс в достижении стратегических целей России до 2030 года и в перспективе - до 2036 года. Эти метрики, включая прокси-показатели, позволят более точно оценивать выполнение задач, обозначенных Указом Президента от 7 мая 2024 года.
Особое внимание уделено профессиональному
образованию: почти четверть новых показателей (10 из 44) связаны с этой сферой.
Среди них:
- удовлетворенность
участников СВО условиями для реабилитации и переобучения;
- число специалистов
химической отрасли, прошедших программы допобразования с государственной
поддержкой;
- трудоустройство
выпускников колледжей и вузов по профилю;
- вклад
образовательных программ в сокращение кадрового дефицита в авиа- и
судостроении;
- количество
студентов, обучающихся по обновленным программам, разработанным совместно с
работодателями;
- развитие
университетских стартапов как малых технологических компаний;
- рекордный спрос на
рабочие профессии
Именно с последним фактором, по словам
вице-премьера Дмитрия Николаевича Чернышенко, связано, что прием заявлений в
колледжи и техникумы, который продлится до 15 августа, превышает на 800 тысяч
аналогичный период прошлого года. Эти цифры свидетельствуют о растущей
популярности среднего профессионального образования.
«Выпускники колледжей сегодня востребованы на
рынке труда, а их подготовка соответствует запросам работодателей», - отметил
Чернышенко. - Такие темпы приближают страну к обозначенной Президентом
стратегической цели — подготовить 1 млн квалифицированных специалистов к 2028
году».
Как заявил Дмитрий Геннадьевич Медведев,
абсолютный победитель федерального конкурса «Мастер года» – 2024, директор
Колледжа информационных технологий (г. Курск), советник Министра просвещения
России на общественных началах, рассматривая ключевые направления Единого плана
по достижению национальных целей развития до 2030 года и с перспективой на
2036-й, стоило бы остановиться на показателе, затрагивающем деятельность
системы среднего профессионального образования и направленном на повышения
уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для
переобучения.
- Этот показатель — не абстрактная цель, а
вполне конкретное направление, в котором система среднего профессионального
образования Курской области может добиться значительных результатов. Почти
каждый колледж и техникум региона сегодня — это не просто образовательное
учреждение, где обучаются студенты по востребованным специальностям. Это также
активные центры дополнительного профессионального образования, предлагающие
широкий спектр программ переподготовки и повышения квалификации, - пояснил
Дмитрий Медведев. - Особенно востребованы у вернувшихся к мирной жизни
участников СВО направления, связанные с управлением автомобилей: обучение на
водителей автобусов, грузовых автомобилей, автопоездов.
Кроме того, добавил Медведев, известны случаи,
когда отчисленные по различным причинам студенты возвращаются в колледжи после
службы и завершают получение профессии или специальности. Учитывая специфику
работы системы СПО, материальную базу и профессионализм педагогов, колледжи
могут дать возможность многим участникам СВО получить профессию или пройти
переподготовку. Все необходимое для этого, по мнению эксперта, и в Курской
области, в частности, и в стране, в целом, есть.
Процедура поступления в колледжи была упрощена
специально для озвученных Дмитрием Геннадьевичем целей. С 2025 года абитуриенты
могут подавать документы в федеральные колледжи через суперсервис «Поступление
в вуз онлайн». К системе подключены 722 вуза, предлагающие программы СПО. По
данным Минпросвещения, через сервис уже подано более 263 тыс. заявлений.
«В первые дни приемной кампании мы
зафиксировали двукратный рост числа заявок», — сообщил министр просвещения РФ
Сергей Николаевич Кравцов. Он подчеркнул, что система СПО не только дает
знания, но и открывает возможности для карьерного роста.
Информация о том, что в колледжи уже подали на
800 тысяч заявлений больше, чем в 2024 году, конечно, не может не радовать. Для
колледжей это не просто цифра — это возможность выбрать лучших из лучших, и
принять на обучение тех, кто действительно готов получать знания и развиваться.
- Как директор Колледжа информационных
технологий, я особенно рад, что направление «Информационные системы и
программирование» продолжает набирать популярность. Мы ощущаем это и у себя —
число заявок стабильно высокое. И это неудивительно: цифровая эпоха требует всё
больше специалистов, которые умеют работать с данными, кодом и алгоритмами. Мы,
в свою очередь, стараемся идти в ногу со временем и готовим кадры, способные
быстро войти в IT-индустрию и приносить реальную пользу для нашей страны, -
поделился мнением Дмитрий Геннадьевич Медведев. - Много желающих овладеть
востребованной специальностью «Техническое обслуживание и ремонт
автотранспортных средств». Я надеюсь, что реализуемая сегодня программа
«Профессионалитет» с её упором на практикоориентированное обучение и гарантии
трудоустройства сможет поменять ситуацию. Ведь для многих ребят возможность
трудоустройства по профессии сразу после колледжа — это весомый аргумент.
Хочется верить, что престиж рабочих специальностей вернётся, а интерес к ним
вырастет не только де-юре, но и де-факто.
Напомним, что в 2024 году абитуриенты чаще
всего выбирали такие направления, как «Информационные системы и
программирование» (136 тысяч человек), «Сестринское дело» (104 тыс.),
«Юриспруденция» (80 тыс.), «Туризм и гостиничное дело» (58 тыс.), «Лечебное дело»
(55 тыс.).Эти данные подтверждают, что профессиональное образование становится
надежной основой для построения успешной карьеры в ключевых отраслях экономики.
Часть из них представлена в Колледже Российского нового университета (РосНОУ),
занявшем занял 6-е место в общероссийском рейтинге организаций среднего
профессионального образования по направлениям: «Право и организация социального
обеспечения» («Юриспруденция»), «Правоохранительная деятельность», «Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)», «Банковское дело», «Право и судебное
администрирование».
Позиции учебных заведений определялись на
основе данных Рособрнадзора, включая уровень трудоустройства выпускников через
год после окончания обучения и медианную заработную плату за тот же период.
Итоговый индекс колледжа РосНОУ составил 1,32, что отражает высокие показатели
трудоустройства и дохода выпускников по сравнению со средними значениями по
стране.
Хотя учебное заведение не занимается прямым
трудоустройством студентов, его успех объясняется несколькими факторами. Первый
– это качество образования — уникальные программы, дающие студентам актуальные
профессиональные компетенции. Второй - тесное сотрудничество с работодателями —
студенты проходят длительную практику на предприятиях, где многие затем
остаются работать. Третий - практико-ориентированный подход — обучение
максимально приближено к реальным условиям работы. Благодаря этому гармоничному
сочетанию выпускники колледжа редко остаются без работы и не нуждаются в
услугах центров занятости.
«Колледж РосНОУ отмечен в рейтинге по
юридическим и экономическим специальностям, что подтверждает высокий уровень
подготовки наших студентов. Однако отсутствие в списке по направлению «Реклама»
стало неожиданностью для руководства, - подчеркнула Наиля Фархатовна Хохлова,
директор колледжа РосНОУ. - Также колледж пока не представлен в ИТ-сегменте
рейтинга из-за отсутствия первых выпусков. Но, учитывая качество
образовательных программ в этой сфере, вхождение в топ в ближайшие годы вполне
ожидаемо».
Фото: RDNE stock
project//pexels.com