Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой на Всероссийском педагогическом съезде в Москве
19 августа в
Национальном центре «Россия» проходит Всероссийский педагогический съезд.
Мероприятие объединило порядка 1 200 педагогов из всех регионов страны, ученых
Российской академии образования и Российской академии наук, депутатов Госдумы и
сенаторов, представителей органов исполнительной власти и общественных
организаций.
Участников
поприветствовали заместитель Председателя Правительства России Дмитрий
Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, глава Минобрнауки РФ Валерий
Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, статс-секретарь – заместитель
руководителя Росмолодежи Денис Аширов, Председатель Комитета Госдумы по
просвещению Ирина Белых.
Дмитрий Чернышенко
назвал событие историческим: это первый в XXI веке Всероссийский педагогический
съезд. Ровно сто лет назад, в 1925 году, состоялся первый Всесоюзный съезд
педагогов.
«Сегодня наша
государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в
топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объему
научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных
олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской
научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению Президента
Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть
века», – отметил вице-премьер.
Результаты
национального проекта «Образование» стали основой для достижения национальных
целей на 2030 и на плановый период до 2036 года в рамках новых нацпроектов,
прежде всего «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры» и нацпроектов технологического
лидерства.
Дмитрий Чернышенко
назвал подготовку Стратегии развития образования на период до 2036 года
беспрецедентно масштабным процессом. Для работы над документом было создано 15
рабочих групп, всего почти 1 100 экспертов, включая педагогов, ученых,
представителей работодателей и родителей. В целом группы провели свыше 430
встреч и разработали более 300 инициатив.
При подготовке
Стратегии и плана мероприятий учитывалась обратная связь. Так, школа остается
вторым по значимости институтом после семьи в формировании патриотических
чувств граждан, индекс гордости за страну вырос в 2,6 раза с 2021 по 2024 год,
а доля школьников, желающих уехать за границу, снизилась за три года с 23 до
7%. Положительная оценка системы общего образования выросла с 2016 по 2024 год
вдвое. 97% респондентов считают, что молодежь в России имеет все возможности,
чтобы реализовать свои способности.
На портале «Госуслуги»
прошел опрос «Будущее образования в России», в котором приняли участие порядка
340 тыс. респондентов. Обсуждения Стратегии состоялись в каждом субъекте, был
организован централизованный сбор предложений от регионов – в итоге их собрано
более тысячи.
Ключевые аспекты
изменения образовательной стратегии рассмотрели на стратсессиях у Председателя
Правительства Михаила Мишустина, в Государственной Думе в рамках
«правительственных часов» под председательством Вячеслава Володина, на площадке
Совета Федерации под председательством Валентины Матвиенко. Всего от депутатов
Госдумы и сенаторов поступило около 900 вопросов и предложений.
Вице-премьер отметил,
что были сформулированы качественные вызовы, а также цель, миссия и ценности
Стратегии. Их сопоставляли с основополагающими документами. Основные показатели
эффективности Стратегии будут отражать верхнеуровневые изменения в образовании
– как качественные, так и количественные.
«Сейчас стартует
важнейший этап обсуждения Стратегии. В августе на педсоветах к дискуссии
подключится вся страна, на Форуме классных руководителей подведем итоги. Работа
над документом продолжится в течение этого года. А после утверждения Стратегии
Указом Президента мы приступим к формированию плана ее реализации. Уверен,
съезд станет площадкой для конструктивного диалога, смелых идей и конкретных
решений, инициатив, которые укрепят лидерские позиции России в сфере
образования», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
В своем выступлении
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о достижениях, которых удалось
добиться за последние годы. Благодаря национальному проекту «Образование» в
2019 году началась реализация масштабных инфраструктурных проектов, а образование
вновь обрело системность. Вернулась централизация управления, разработаны и
утверждены единые образовательные программы и федеральные рабочие программы,
синхронизированные с ГИА. Воспитание снова стало неотъемлемой частью
образования, начиная с детского сада.
В школах и колледжах
введены должности советников директора по воспитанию. На смену нескольким
десяткам учебников по каждому предмету приходят единые государственные
учебники. Благодаря вниманию ко всем предметам, включая новые («Основы
безопасности и защиты Родины» и «Труд»), обеспечивается широкий кругозор
школьников.
Еженедельно во всех
школах страны проводятся занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои
горизонты». Все школы подключены к единой цифровой платформе ФГИС «Моя школа» и
библиотеке проверенных электронных образовательных материалов.
«Принятые решения и их
реализация позволили достичь за шесть лет значимых результатов. Россия вошла в
десятку ведущих стран по качеству общего образования, а доля отстающих
школьников снизилась с 25 до 15%. Участие в предметных олимпиадах перестало
быть чем-то элитарным. В 2025 году 8 миллионов учеников – на 2 миллиона человек
больше, чем в 2019 году, – стали участниками всероссийской олимпиады
школьников. В прошлом году 79% золотых медалей на международных предметных
олимпиадах стали российскими. В 2019 году этот показатель составлял лишь 52%»,
– отметил Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения
обозначил важность обсуждения ключевой темы Всероссийского педагогического
съезда – обсуждения Стратегии развития образования.
В рамках реализации
комплексной программы предстоит усилить единую систему воспитательной работы на
всех уровнях образования, создать инструменты для обновления содержания
образования, технологий и методов обучения. Они должны обеспечивать
фундаментальность, гибкость и адаптивность ключевых образовательных программ на
основе передовых научных достижений и с учетом изменяющихся запросов
государства, общества и рынка труда. Также необходимо внедрить системный подход
в организацию и проведение учебного и воспитательного процесса, развить
инструменты международного гуманитарного сотрудничества и расширить форматы
исторического просвещения.
Кроме
того, ключевые задачи включают обеспечение раннего гармоничного развития
способностей каждого ребенка через математический, естественно-научный,
исследовательский, изобретательский, художественный, спортивный и музыкальный
компоненты образовательных программ, подготовку высококвалифицированных кадров
для экономики, гуманитарной и технологической сфер, решение других актуальных
задач.
Работу Всероссийского педагогического съезда продолжила панельная дискуссия «Голос школы, вуза и колледжа: образование глазами практиков».
Участники и гости мероприятия также посетили выставку достижений образования и экспозицию «Путешествие по России».
Фото:
Пресс-центр ИРПО