Сопровождение деятельности ФУМО СПО
по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль? Регистрация

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Какова роль федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в разработке примерных основных образовательных программ?

Согласно Приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования», от 07.10.2015 г. № 1115 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования»,

Федеральные УМО СПО по соответствующим укрупненным группам

  • а) участвуют в разработке ФГОС, ПООП, КИМ,
  • б) координируют деятельность рабочих групп по методическому сопровождению разработки примерных основных образовательных программ
  • в) организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе СПО.

Проводится ли сокращение программы за праздничные дни? Если да то, каким образом это делается?

Сокращение программ за праздничные дни не проводится. Объем программы не может быть меньше, чем определено ФГОС и ПООП. В календарном учебном графике сразу распределяется нагрузка с учетом всех праздничных дней.

В новом ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не предусмотрен перечень осваиваемых профессий рабочих, должностей служащих (и в примерной программе этот профессиональный модуль отсутствует). Означает ли это, что студенты не должны осваивать ни одной рабочей профессии, должности служащего?

Не все ФГОС СПО обязывают осваивать рабочие профессии в рамках ППССЗ. Об этом говорится в пункте 36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464. Поэтому отсутствие перечня рабочих профессий во ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не является нарушением требований к реализации программ СПО. Рабочую профессию обучающиеся могут осваивать в рамках профессионального обучения, которое реализуется как отдельная образовательная программа. Перечень профессий представлен в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение". Реализация программ профессионального обучения предусматривает наличия у образовательной организации лицензии на осуществление данного вида образовательной деятельности.

Нормативно закреплен ли перечень дисциплин, по которым объем часов необходимо поделить на лекции и практические занятия в равном соотношении?

Перечня дисциплин, в которых нормативными актами закреплено соотношение практических занятий и теоретических, нет. Но согласно требованиям ФГОС СПО к дисциплинам, образовательная организация самостоятельно определять это соотношение. Общепринято к дисциплинам, ориентированным на практику относить Иностранный язык, , Русский язык, Физическую культуру, Информатику, но с учетом того, что и на эти дисциплины необходимо выделить часы на теоретическую часть.

С 2018 года вступают в законную силу новые ФГОС СПО. В требованиях к структуре образовательной программы обозначено: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена». Означает ли это, что предполагается два этапа ГИА: защита ВКР и проведение демонстрационного экзамена? Или все-таки это один вид испытаний - выполнение ВКР и защита ее в форме демонстрационного экзамена?

Согласно пункту 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968, дипломная работа (дипломный проект) и демонстрационный экзамен являются разными видами выпускной квалификационной работы (далее – ВКР). Виды ВКР для каждой образовательной программы СПО выбираются образовательной организацией согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС СПО). Если во ФГОС СПО сказано, что государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена, то образовательная организация обязана проводить ГИА и в виде выполнения с последующей защитой дипломной работы, и в виде демонстрационного экзамена.

Существуют ли нормативные документы, содержащие требования к срокам издания учебной литературы для программ СПО?

На сегодняшний день требования к формированию библиотечного фонда по образовательным программам среднего профессионального образования заданы федеральным государственными образовательными стандартами. Например, ФГОС СПО 4-го поколения, уже не содержит требования как ФГОС СПО предыдущего поколения: "Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет". Таким образом, требования к срокам издания учебной литературы зависят от того, согласно какому ФГОС реализуется образовательная программа. Если ФГОС данных требований не содержит, необходимо их определить локальным нормативным актом образовательной организации с учетом ПООП.

Вправе ли работодатель при проведении аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности проводить аттестационные испытания, либо требовать предоставления портфолио педагогического работника?

Аттестация педагогических работников, реализующих программы СПО, регламентируется приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – Порядок). В Порядке говорится, что для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся сведения:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • б) наименование должности на дату проведения аттестации;
  • в) дата заключения по этой должности трудового договора;
  • г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Документы (портфолио), подтверждающие, например, результаты профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, могут быть запрошены работодателем, ведь не всегда руководитель образовательной организации как работодатель владеет полной информацией о деятельности своих сотрудников. Никаких дополнительных испытаний Порядок не предусматривает. Согласно пункту 14 Порядка в аттестационную комиссию дополнительные материалы работник может предоставлять только по собственному желанию, т.к. оценка деятельности работника производится на основании представления работодателя.

Вводится в действие новый ФГОС СПО по специальности 44.02.05 "Коррекционная педагогика в начальном образовании", утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2018 года № 183 и зарегистрированный в Минюсте 20.03.2018 г. Вопрос: необходимо ли проходить лицензирование этой программы? Код не поменялся.

Образовательная организация обязана пройти процедуру лицензирования образовательной программы в случае, если до процедуры лицензирования программа не реализовывалась (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности"). Лицензировать образовательную программу, уже реализуемую, в связи с выходом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) не нужно, поскольку специальность остается та же.

Примерная основная профессиональная программа содержит перечень основной литературы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям конкретных издательств. Можно ли при разработке ОПОП техникумом использовать основную литературу других издательств, не указанных в примерных программах, но имеющих такое же название?

При формировании списка литературы по учебным дисциплинам, включенным в основную профессиональную образовательную программу (далее – ОПОП), образовательная организация обязана руководствоваться федеральным перечнем учебников, если литература относится к части программы, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, - общеобразовательным дисциплинам (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"). Для программ среднего профессионального и высшего образования (далее – СПО и ВО соответственно) таких федеральных перечней не существует. Но поскольку ОПОП согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы (далее – ПООП), то ориентир для формирования перечня литературы ПООП задает.

Также помощь в формировании перечня литературы для программ СПО могут оказать перечни, разработанные ФГАУ "ФИРО", - организацией, уполномоченной Минобрнауки России осуществлять рецензирование учебных изданий. Пояснения даны в письме ФГАУ "ФИРО" № 01-00-05/113 от 15 февраля 2017 г. "О перечне учебных изданий".

Образовательным организациям рекомендовано ориентироваться на предложенные ПООП и ФГАУ "ФИРО" перечни, однако, запрета на включение в перечень ОПОП иной учебной литературы нормативные правовые документы не содержат.

Как разработать ОПОП, включая учебный план, по актуализированному ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, утвержденному в 2018 году, если отсутствует примерная основная образовательная программа?

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании" (далее – 273-ФЗ) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Т.е. 273-ФЗ разработка образовательных программ (включая основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП)) отнесена к компетенции образовательной организации. При отсутствии утвержденной примерной основной образовательной программы (далее – ПООП) ОПОП может разрабатываться с основой на федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) и утвержденные профессиональные стандарты, указанные в этом ФГОС. При утверждении ПООП и внесении ее в реестр образовательная организация вправе внести изменения в ранее разработанную ОПОП. Изменения могут вноситься в ОПОП для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

Согласно пункту 2.9 ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69, государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена. Вышеуказанная специальность не входит в ТОП-50 профессий СПО, по которым проводят чемпионат Ворлдскиллс. Как в этом случае разрабатывается демонстрационный экзамен?

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – ГИА), утвержденному приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968, формы проведения ГИА определяются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС СПО). Если образовательная организация реализует ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 832, до окончания обучения лиц, поступивших на вышеуказанную программу, значит, ГИА в соответствии с пунктом 8.6. ФГОС СПО проводится в форме подготовки и защиты ВКР (дипломного проекта или дипломной работы). Если же образовательная организация с 1 сентября 2018 года начнет реализацию нового ФГОС СПО в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", то согласно пункту 2.9. ГИА должна проводиться в форме и защиты ВКР (дипломного проекта или дипломной работы), и демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен - это новая форма ГИА, которая позволяет во время проведения итоговой аттестации моделировать реальные производственные ситуации и проверять наличие сформированных у обучающихся компетенций в действии. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом Ворлдскиллс Россия. Если задания, разработанные союзом, в базе отсутствуют, образовательная организация самостоятельно разрабатывает задания с учетом требований ФГОС СПО и профстандартов (при наличии).

Что такое ФГОС СПО по ТОП-50?

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Этот список 50 наиболее востребованных профессий утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р.

Что представляет собой демонстрационный экзамен?

Демонстрационный экзамен — это вид проведения государственной итоговой аттестации, позволяющий обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.