Сопровождение деятельности ФУМО СПО
по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль? Регистрация

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Проводится ли сокращение программы за праздничные дни? Если да то, каким образом это делается?

Сокращение программ за праздничные дни не проводится. Объем программы не может быть меньше, чем определено ФГОС и ПООП. В календарном учебном графике сразу распределяется нагрузка с учетом всех праздничных дней.

В новом ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не предусмотрен перечень осваиваемых профессий рабочих, должностей служащих (и в примерной программе этот профессиональный модуль отсутствует). Означает ли это, что студенты не должны осваивать ни одной рабочей профессии, должности служащего?

Не все ФГОС СПО обязывают осваивать рабочие профессии в рамках ППССЗ. Об этом говорится в пункте 36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464. Поэтому отсутствие перечня рабочих профессий во ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не является нарушением требований к реализации программ СПО. Рабочую профессию обучающиеся могут осваивать в рамках профессионального обучения, которое реализуется как отдельная образовательная программа. Перечень профессий представлен в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение". Реализация программ профессионального обучения предусматривает наличия у образовательной организации лицензии на осуществление данного вида образовательной деятельности.

Нормативно закреплен ли перечень дисциплин, по которым объем часов необходимо поделить на лекции и практические занятия в равном соотношении?

Перечня дисциплин, в которых нормативными актами закреплено соотношение практических занятий и теоретических, нет. Но согласно требованиям ФГОС СПО к дисциплинам, образовательная организация самостоятельно определять это соотношение. Общепринято к дисциплинам, ориентированным на практику относить Иностранный язык, , Русский язык, Физическую культуру, Информатику, но с учетом того, что и на эти дисциплины необходимо выделить часы на теоретическую часть.

С 2018 года вступают в законную силу новые ФГОС СПО. В требованиях к структуре образовательной программы обозначено: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена». Означает ли это, что предполагается два этапа ГИА: защита ВКР и проведение демонстрационного экзамена? Или все-таки это один вид испытаний - выполнение ВКР и защита ее в форме демонстрационного экзамена?

Согласно пункту 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968, дипломная работа (дипломный проект) и демонстрационный экзамен являются разными видами выпускной квалификационной работы (далее – ВКР). Виды ВКР для каждой образовательной программы СПО выбираются образовательной организацией согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС СПО). Если во ФГОС СПО сказано, что государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена, то образовательная организация обязана проводить ГИА и в виде выполнения с последующей защитой дипломной работы, и в виде демонстрационного экзамена.

Существуют ли нормативные документы, содержащие требования к срокам издания учебной литературы для программ СПО?

На сегодняшний день требования к формированию библиотечного фонда по образовательным программам среднего профессионального образования заданы федеральным государственными образовательными стандартами. Например, ФГОС СПО 4-го поколения, уже не содержит требования как ФГОС СПО предыдущего поколения: "Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет". Таким образом, требования к срокам издания учебной литературы зависят от того, согласно какому ФГОС реализуется образовательная программа. Если ФГОС данных требований не содержит, необходимо их определить локальным нормативным актом образовательной организации с учетом ПООП.

Вправе ли работодатель при проведении аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности проводить аттестационные испытания, либо требовать предоставления портфолио педагогического работника?

Аттестация педагогических работников, реализующих программы СПО, регламентируется приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – Порядок). В Порядке говорится, что для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся сведения:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • б) наименование должности на дату проведения аттестации;
  • в) дата заключения по этой должности трудового договора;
  • г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Документы (портфолио), подтверждающие, например, результаты профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, могут быть запрошены работодателем, ведь не всегда руководитель образовательной организации как работодатель владеет полной информацией о деятельности своих сотрудников. Никаких дополнительных испытаний Порядок не предусматривает. Согласно пункту 14 Порядка в аттестационную комиссию дополнительные материалы работник может предоставлять только по собственному желанию, т.к. оценка деятельности работника производится на основании представления работодателя.

Вводится в действие новый ФГОС СПО по специальности 44.02.05 "Коррекционная педагогика в начальном образовании", утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2018 года № 183 и зарегистрированный в Минюсте 20.03.2018 г. Вопрос: необходимо ли проходить лицензирование этой программы? Код не поменялся.

Образовательная организация обязана пройти процедуру лицензирования образовательной программы в случае, если до процедуры лицензирования программа не реализовывалась (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности"). Лицензировать образовательную программу, уже реализуемую, в связи с выходом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) не нужно, поскольку специальность остается та же.

Примерная основная профессиональная программа содержит перечень основной литературы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям конкретных издательств. Можно ли при разработке ОПОП техникумом использовать основную литературу других издательств, не указанных в примерных программах, но имеющих такое же название?

При формировании списка литературы по учебным дисциплинам, включенным в основную профессиональную образовательную программу (далее – ОПОП), образовательная организация обязана руководствоваться федеральным перечнем учебников, если литература относится к части программы, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, - общеобразовательным дисциплинам (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"). Для программ среднего профессионального и высшего образования (далее – СПО и ВО соответственно) таких федеральных перечней не существует. Но поскольку ОПОП согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы (далее – ПООП), то ориентир для формирования перечня литературы ПООП задает.

Также помощь в формировании перечня литературы для программ СПО могут оказать перечни, разработанные ФГАУ "ФИРО", - организацией, уполномоченной Минобрнауки России осуществлять рецензирование учебных изданий. Пояснения даны в письме ФГАУ "ФИРО" № 01-00-05/113 от 15 февраля 2017 г. "О перечне учебных изданий".

Образовательным организациям рекомендовано ориентироваться на предложенные ПООП и ФГАУ "ФИРО" перечни, однако, запрета на включение в перечень ОПОП иной учебной литературы нормативные правовые документы не содержат.

Как разработать ОПОП, включая учебный план, по актуализированному ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, утвержденному в 2018 году, если отсутствует примерная основная образовательная программа?

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании" (далее – 273-ФЗ) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Т.е. 273-ФЗ разработка образовательных программ (включая основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП)) отнесена к компетенции образовательной организации. При отсутствии утвержденной примерной основной образовательной программы (далее – ПООП) ОПОП может разрабатываться с основой на федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) и утвержденные профессиональные стандарты, указанные в этом ФГОС. При утверждении ПООП и внесении ее в реестр образовательная организация вправе внести изменения в ранее разработанную ОПОП. Изменения могут вноситься в ОПОП для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

Согласно пункту 2.9 ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69, государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена. Вышеуказанная специальность не входит в ТОП-50 профессий СПО, по которым проводят чемпионат Ворлдскиллс. Как в этом случае разрабатывается демонстрационный экзамен?

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – ГИА), утвержденному приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968, формы проведения ГИА определяются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС СПО). Если образовательная организация реализует ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 832, до окончания обучения лиц, поступивших на вышеуказанную программу, значит, ГИА в соответствии с пунктом 8.6. ФГОС СПО проводится в форме подготовки и защиты ВКР (дипломного проекта или дипломной работы). Если же образовательная организация с 1 сентября 2018 года начнет реализацию нового ФГОС СПО в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", то согласно пункту 2.9. ГИА должна проводиться в форме и защиты ВКР (дипломного проекта или дипломной работы), и демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен - это новая форма ГИА, которая позволяет во время проведения итоговой аттестации моделировать реальные производственные ситуации и проверять наличие сформированных у обучающихся компетенций в действии. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом Ворлдскиллс Россия. Если задания, разработанные союзом, в базе отсутствуют, образовательная организация самостоятельно разрабатывает задания с учетом требований ФГОС СПО и профстандартов (при наличии).

Что такое ФГОС СПО по ТОП-50?

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Этот список 50 наиболее востребованных профессий утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р.

Что представляет собой демонстрационный экзамен?

Демонстрационный экзамен — это вид проведения государственной итоговой аттестации, позволяющий обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.

В ФГОС указана защита ВКР в виде демонстрационного экзамена. Нужно ли утверждать темы ВКР? Должна ли быть предоставлена письменная ВКР и нужно ли проводить её защиту после демонстрационного экзамена, если в п. 2.9 ФГОС СПО указано, что "требования к содержанию, объему и структуре ВКР... образовательная организация определяет самостоятельно..."?

Состав экзаменационных процедур определяется на основании положений федерального государственного стандарта среднего специального образования – ФГОС.  ФГОС по профессии: «п. 2.8 Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена».

Методическими рекомендациями по организации и проведению демонстрационного экзамена  в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, утвержденным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1090 от 15.06.2018, определены особенности выпускной квалифицированной работы в виде демонстрационного экзамена в 2018 году по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Так, выпускная квалифицированная работа выполняется в виде демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий, для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Следовательно, письменная экзаменационная работа не включается в состав процедур ГИА, и соответственно проводить ее защиту после демонстрационного экзамена не нужно

Согласно Методическим рекомендациям темы выпускных квалификационных работ в виде демонстрационного экзамена по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Для подготовки ВКР каждому студенту назначается руководитель  и, при необходимости, консультанты. Закрепление за студентами тем ВКР, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации. Таким образом, темы ВКР должны быть утверждены образовательной организацией.

Согласно  п. 2.9 ФГОС СПО  по профессии требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалифицированной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы.

 Рекомендуем при организации и проведении государственной итоговой аттестации в форме ВКР использовать положения ПООП и Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена  в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, утвержденные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1090 от 15.06.2018.

В п. 5.4 приказа Минобрнауки № 1186 от 25.10.2013 (в ред. от 31.08.2016) по заполнению дипломов СПО сказано, что по ГИА указывается: наименование предусмотренных образовательной программой форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа (с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках)), государственный экзамен). Как должна быть сделана запись о ГИА в приложение к диплому, если защита ВКР в виде демонстрационного экзамена? Так: Выпускная квалификационная работа (демонстрационный экзамен) "Наименование темы..."?

Согласно   п. 5.4. приказа Министерства образования и науки РФ от 4 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» в графе «Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик» указывается  наименование предусмотренных образовательной программой форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа (с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках)), государственный экзамен).

Если государственная итоговая аттестация в форме выпускной квалифицированной работы проводилась в виде демонстрационного экзамена, запись в приложении к диплому должна быть сделана следующим образом: Выпускная квалификационная работа (демонстрационный экзамен) «Наименование темы».

Программы ППССЗ и ППКРС формируются единожды и ежегодно в них вкладываются листы изменений или на 01.09. каждого года необходимо формировать новые на вновь набранный первый курс и к ним прикладывать листы изменений, если таковые имеются? Листы изменений обязательны?

Программы ППССЗ и ППКРС формируются единожды и ежегодно в них вкладываются листы изменений на 01.09. Листы изменений каждого года необходимо формировать новые на вновь набранный первый курс, если таковые имеются. Таким образом, листы изменений обязательны, а если реальных изменений нет, то так и указывается в листе изменений.

Напомним, что положение об основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО), по программе подготовки специалистов среднего звена, программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППССЗ/ППКРС) разрабатывается на основе Закона РФ от 29.12.2012 г.№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и в соответствии с Письмом Минобразования России от 20.10.2010г. № 12-696 «Разъяснения по формированию учебного плана ОПОП СПО», Письмом Минобразования России от 27 августа 2009г. «Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования», Письмом Минобразования России от 27 августа 2009г «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям и профессиям, определяет порядок разработки основных профессиональных образовательных программ СПО  (ППССЗ/ППКРС).

Если в техникуме обучаются инвалиды, которые не нуждаются в индивидуальном обучении и посещают занятия со всеми студентами, то программы ППССЗ и ППКРС для инвалидов создаются отдельно или можно приложить пояснительную записку к основным программам? Обязательно собирать программы ППССЗ и ППКРС для всех возможных инвалидов, если в техникуме обучаются только два инвалида по слуху?

Если в техникуме обучаются инвалиды, которые не нуждаются в индивидуальном обучении и посещают занятия со всеми студентами, то достаточно приложить пояснительную записку к основным программам.

Собирать программы ППССЗ и ППКРС для всех возможных инвалидов, если в техникуме обучаются только два инвалида по слуху, не надо. Надо это сделать только по реальной картине с инвалидами в Вашем учебном заведении.

 

В пункте 6.3 - Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы - необходима какая-то таблица расчета? или достаточно указания приказов и нормативных актов?

Проблема не форме фиксации расчётов, а в механизме определения затрат на реализацию образовательной программы.

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

В пункте "Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы" рекомендуется заполнить таблицу (см.макет ПООП, предложенный ФИРО).  Также, рекомендуется указать нормативно-правовые акты,  а основании которых данный расчет производился  (Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденную Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн, а также региональные нормативные акты).

В каких нормативных документах утверждено свидетельство , которое необходимо выдать по профессии Водитель категории С в рамках изучения ПМ 04 по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность?

Форма свидетельства утверждается Департаментом образования вашего региона. Обычно, бланки свидетельств разработаны в соответствии с приказами Минобрнауки №1408 от 26.12.2013 г. и №486 от 12 мая 2015 г. и методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя (письмо Минобрнауки № 2202/6 от 05.08.2014 г.).

Независимо от того самостоятельно определялась форма или бланки закупались, в выдаваемом сертификате должны быть указаны все пройденные в учебном центре дисциплины, которые должны соответствовать примерной программе подготовки водителей транспортных средств той или иной категории с результатами внутреннего экзамена. Лицевая сторона свидетельства должна содержать серию и номер.

Выдача свидетельства должна производиться по окончанию изучения модуля после проведения квалификационного экзамена или при выпуске студентов?

Время выдачи свидетельства выпускнику определяет учебное заведение.

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в п.2 написано о том, что прием на обучение в соответствии с ФГОС 2014 г. по данной специальности прекращается 1 сентября 2018 года. Означает ли это, что образовательная организация имеет право осуществлять набор и обучение (вновь принятых на первый курс до 1 сентября 2018 года) по стандартам 2014 года?

Актуализированный ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), принятый 5 февраля 2018 года, начинает действовать с 1 сентября 2018 года (учебного года). В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (п.2) сказано, что прием на обучение в соответствии с упраздняемым ФГОС прекращается с 1 сентября 2018 года, значит, прием должен быть завершен (вместе с зачислением) 31 августа 2018 года.

Таким образом, до 1 сентября 2018 года прием в образовательную организацию и обучение ведется по стандарту 2014 года.  С 1 сентября 2018 года образовательная организация обязана осуществлять обучение в соответствии с актуализированным ФГОС 2018 года.

Кроме того, пунктом 2 указанного приказа установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего Приказа в силу, с их согласия.

Это значит, обучающиеся по ФГОС-3 могут требовать перехода на обучение по актуализированному ФГОС СПО. При этом образовательная организация, осуществившая набор обучающихся по старым ФГОС, не может осуществить донабор в эти группы.

Кроме того, в случае проведения проверки Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования вправе запросить программную документацию по новому (актуализированному) ФГОС СПО.

1 2 3 >>