Сопровождение деятельности ФУМО СПО
по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО

Забыли пароль? Регистрация

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

С какого года вводится ФГОС-4?

Процесс разработки и внедрения профессиональных стандартов в системе СПО еще не завершен. Утверждение и внедрение ФГОС СПО 4 должно завершиться к 2020 г.

В настоящее время идет процесс утверждения и внедрения ФГОС СПО 4. Так, в течение 2017-2018 гг.  утверждены стандарты:

- ФГОС по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 1217);

- ФГОС по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 N 1216);

- ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 N 1196);

- ФГОС по профессии 08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1246);

- ФГОС по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1247);

- ФГОС по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1248);

- ФГОС по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № 1259);

- ФГОС по профессии 13.01.01 Машинист котлов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № 1260);

- ФГОС по специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 6);

- ФГОС по профессии 13.01.06 Электромонтер-литейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 5);

- ФГОС по профессии 13.01.05 Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 4); 

- ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 2);

- ФГОС по специальности 13.02.04 Гидроэлектроэнергетические установки" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 1); 

- ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2018 № 3);

- ФГОС по специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.01.2018 № 26);

- ФГОС по профессии 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2018 № 32);

- ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.01.2018 № 25);

- ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2018 № 45);

- ФГОС по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2018 № 31);

- ФГОС по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2018 № 30); 

- ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2018 № 44);

- ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69);

- ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 68);

- ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 67);

- ФГОС по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 66);

- ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 65);

- ФГОС по профессии 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 14);

- ФГОС по профессии 08.01.02 Монтажник трубопроводов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 141);

- ФГОС по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 140);

- ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 139);

- ФГОС по профессии 08.01.04 Кровельщик (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 138);

- ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2018 № 183);

- ФГОС по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2018 № 177);

- ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2018 № 178);

- ФГОС по профессии 08.01.01 Изготовитель арматурных сеток и каркасов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2018 № 208);

- ФГОС по профессии 08.01.16 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2018 № 207);

- ФГОС по профессии 08.01.21 Монтажник электрических подъемников (лифтов) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2018 № 206);

- ФГОС по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2018 № 205);

- ФГОС по профессии 29.01.10 Модистка головных уборов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2018 № 232);

- ФГОС по профессии 29.01.05 Закройщик (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2018 № 230);

- ФГОС по профессии 11.01.05 Монтажник связи (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2018 № 252).

Информацию о б утверждении ФГОС-4 можно получить на портале Федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании по адресу: https://fumo-spo.ru/?p=articles&show=4

Будут ли касаться изменения специальностей 53.02.03. Инструментальное исполнительство, 53.02.06. Хоровое дирижирование. 51.02.01. Народное художественное творчество? Если будут, то какие? Как и какую документацию переоформлять?

Изменения во ФГОС СПО 4 касаются всех специальностей и профессий и связаны с определенными концептуальными положениями:

- основной принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности;

- стандарт является рамочным документом, он устанавливает, в первую очередь, требования к результатам освоения образовательных программ. Содержание обучения (в том числе состав дисциплин и профессиональных модулей) должно прописываться в примерных основных образовательных программах, за счет которых будет обеспечиваться единство образовательного пространства. Усиливается роль примерных основных образовательных программ. Расширяются полномочия профессиональных образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ;

- ФГОС СПО 4 разрабатываются по направлениям подготовки, а не по отдельным специальностям, в один стандарт включены требования к профессиональной и общей подготовке обучающихся. Так как ФГОС СПО 4 формируется на группу родственных профессий, цикл ОПД становится стандартным;

- в ФГОС СПО 4 не предъявляются жесткие требования к формулировкам наименований дисциплин и модуле, меняется соотношение теоретической и практической подготовки (40% теории – 60% практики);

- ФГОС СПО 4 устанавливает требования к общепрофессиональным умениям и знаниям, на базе которых в примерной программе определяется перечень и содержание общепрофессиональных дисциплин;

- ФГОС СПО 4 не задает перечень видов деятельности, следовательно, и профессиональных модулей, но формулирует требования к их разработке на основе соответствующих профессиональных стандартов;

- ФГОС СПО 4 аналогично ФГОС-3 фиксирует требование соответствия профессиональных модулей видам деятельности, осваиваемым выпускником;

- вводится система зачетных единиц;

- изменяется соотношение часов аудиторной нагрузки, в которой непосредственно участвует педагог, и внеаудиторной – без участия педагога. Соотношение определяется как 75% к 25% в сторону усиления практикоориентированности обучения под руководством преподавателя. Из структуры учебных планов и программ данные о самостоятельной работе студентов выводятся;

- увеличивается объем вариативной части учебного плана – образовательная организация получает право на участие в формировании 50% его содержания;

- вносятся рекомендации по нормированию учебной нагрузки обучающихся: рекомендуется установить максимальный объем недельной нагрузки 45-47 часов, при этом аудиторная работа должна составлять не более 34-36 часов; 

- структура ФГОС СПО 4:

а) три главных задачи (качественное нормативно-методическое обеспечение ОПОП и образовательного процесса, единство требований к качеству образовательной деятельности и расчет нормативов затрат на образовательную деятельность организации СПО, включая определение норм обеспеченности учебными изданиями из расчета на одного обучающегося);

б) три традиционных раздела содержания стандартов (требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, требования к структуре основной профессиональной образовательной программы и требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы).

Требования к результатам образования включают в себя характеристику квалификации по образованию для укрупненной группы (знания, умения, сформированность ОК и ПК), описание профессиональной квалификации в соответствии с профессиональными стандартами и критерии оценки качества освоения ОПОП СПО, основанные на показателях, применяемых в процессе государственной аккредитации.

Требования к структуре касаются циклов дисциплин общеобразовательной подготовки, общепрофессиональных дисциплин и профессиональной подготовки. В рамках последнего цикла откорректированы методические требования к разработке элементов основной профессиональной образовательной программы (модулей и дисциплин) с учетом требований профессиональных стандартов и несколько изменены методические требования к разработке оценочных средств ОПОП.

Требования к условиям реализации ОПОП - кадровый состав, финансирование, материально-техническая база, оценка качества образования.

            Одновременно с изменениями ФГОС внесены изменения и в профессиональный стандарт работников профессиональных образовательных организаций. Стандарт определил, что образовательную деятельность могут осуществлять только работники, имеющие специальную педагогическую подготовку на базе высшего или среднего профессионального образования. При этом образование должно строго соответствовать профилю преподаваемой дисциплины или модуля.

Концептуальные положения ФГОС СПО 4 представлены в работе: Блинов В.И. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвёртого поколения (проект). [Электронный ресурс] / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович – Режим доступа: www.science-education.ru/119-15137

Изменения в стандартах по указанным специальностям будут такими же, как и по другим, в соответствии с концептуальными положениями.

Традиционно документация в связи с внедрением нового стандарта оформляется после утверждения стандарта Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Вопрос по ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование. Можно ли изменить нумерацию ПК? (т.е ПМ.04 у нас будет ПМ.03, а ПМ.11 будет ПМ.04?)

Нет. Нельзя вносить изменения в наименование ПМ (профессиональный модуль).

Почему?

Введённые в наименование ПМ цифры выполняют функции кодов (шифров), определяющих инвариантные и вариативные характеристики ПМ, а не порядковый номер его размещения в учебном плане.

Данное заключение, базируясь на результатах анализа методических разработок по проблемам деятельности образовательных организаций СПО на этапе введения новых ФГОС, не имеет в основании нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус профессиональных модулей, по причине отсутствия таковых.

Как оплачивать членам комиссии за проведение демонстрационных экзаменов?

Согласно п. 6 приказа Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Поскольку демонстрационный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования (п. 10 приказа Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»), оплата труда членов государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), созданных для проведения ГИА, осуществляется с соблюдением всех аспектов нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования Российской Федерации. Изменений в порядке оплаты труда членов ГЭК по проведению демонстрационного экзамена не предусмотрено.

Оплата труда членов ГЭК – педагогических работников образовательной организации – осуществляется на основании действующих нормативно-правовых актов в сфере оплаты труда педагогических работников, в том числе постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»,  приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №  1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

При оплате труда приглашенных участников ГЭК в качестве членов ГЭК применяется форма оплаты по гражданско-правовым договорам. Размер оплаты определяется количеством часов работы в комиссии и ставки часа, утвержденной приказом руководителя профессиональной образовательной организации.

Является ли демонстрационный экзамен обязательным?

Согласно изменениям, внесенным в приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» 17 ноября 2017 года, с 2018 года скорректирован порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

Согласно п. 10 приказа Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.

В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:

выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа либо демонстрационный экзамен - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

дипломная работа (дипломный проект) и (или) демонстрационный экзамен - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена (п.12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования).

Таким образом, демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при реализации программ по образовательным стандартам (ФГОС) СПО, которые содержат указание на включение демонстрационного экзамена в процедуру ГИА:

ФГОС по профессии: «п. 2.8 Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена».

ФГОС по специальности: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена».

Демонстрационный экзамен в процедуре ГИА проводится:

- для всех (100%) студентов, завершающих освоение образовательной программы СПО;

- в итоговой аттестации по лицензированным программам в соответствии с ФГОС по ТОП-50;

- с соблюдением всех аспектов нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования Российской Федерации;

- с выдачей диплома при успешном прохождении государственной итоговой аттестации.

На демонстрационный экзамен в рамках ГИА в этом году выходят выпускники образовательных программ подготовки рабочих и служащих со сроком обучения 10 месяцев на базе среднего общего образования по профессиям в соответствии с 9 образовательными стандартами по профессиям:

08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;       

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;   

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ;

15.01.32 Оператор станков с программным управлением;       

15.01.33 Токарь на станках с ЧПУ;           

15.01.34 Фрезеровщик на станках с ЧПУ;

15.01.36 Дефектоскопист;

18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства; 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Изменятся ли КОМы?

КОМы будут изменяться по мере отработки содержательного наполнения ФГОС СПО-4.

Разрабатываемые в настоящее время концептуальные основания содержательного наполнения ФГОС СПО-4 и адекватных им образовательных программ позволяют формировать контрольно-оценочные материалы, используемые с учётом их апробационного статуса.

ФГОС СПО 4 как рамочный документ устанавливает требования к общепрофессиональным умениям и знаниям, на базе которых в примерной программе определяется перечень и содержание общепрофессиональных дисциплин.

Понимая это, надо помнить, что прецедент  контрольно-оценочных материалов появился в российском образовании в связи с ФГОС разных уровней образования. Действовавшая до этого оценочная система не могла обеспечить диагностику показателей новых сложно структурированных  результатов реализации ФГОС.

Поскольку ФГОС СПО в настоящее время находятся в состоянии разработки (апробации, постапробационной корректировки, внесения новых элементов в содержание, процессы реализации …) КОМы имеют временный характер.

Какие документы мне необходимо проштудировать, чтобы правильно составить учебные планы по профессиям и специальностям:13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);15.01.05 Сварщик?

Для составления учебного плана по профессии и специальности вам необходимо руководствоваться ФГОС СПО, по нужной профессии или специальности, а также:

1)         Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200);

2)         ФГОС СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);

3)         ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));

4)         ФГОС СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);

5)         ФГОС СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания,

6)         ФГОС СПО по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г. № 178)  и т.д.;

7)         Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования (приложение).

<< 1 2 3