Часто задаваемые вопросы и ответы на них
Должна ли программа по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность по ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в обязательном порядке быть согласована с ГИБДД? (ППССЗ согласована)
В законодательстве об образовании не предусмотрено согласование с ГИБДД программы по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность по ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. При этом, данная программа должна быть разработана в соответствии с примерными программами профессионального обучения транспортных средств соответствующих категорий - в Вашем случае - категории С.
Основные вопросы осуществления профессионального обучения водителей транспортных средств содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями);
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2292/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий»);
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2294/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий»);
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2290/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий», «Методикой определения нормативного расхода топлива»;
Письмо Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме»).
Имеет ли право образовательная организация осуществлять и прием по стандартам 2014 года до 1 сентября 2018 г и обучение по стандартам 2018 года?
Актуализированный ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), принятый 5 февраля 2018 года, начинает действовать с 1 сентября 2018 года (учебного года). В приказе (п.2) сказано, что прием на обучение в соответствии с упраздняемым ФГОС прекращается с 1 сентября 2018 года, значит, прием должен быть завершен (вместе с зачислением) 31 августа 2018 года. Таким образом, с 1 сентября 2018 года обучение должно осуществляться в соответствии с актуализированным ФГОС 2018 года.
До 1 сентября 2018 года прием в образовательную организацию и обучение ведется по стандарту 2014 года.
Кроме того, пунктом 2 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего Приказа в силу, с их согласия.
Это значит, обучающиеся по ФГОС-3 могут требовать перехода на обучение по актуализированному ФГОС СПО. При этом образовательная организация, осуществившая набор обучающихся по старым ФГОС, не может осуществить донабор в эти группы.
Кроме того, в случае проведения проверки Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования вправе запросить программную документацию по новому (актуализированному) ФГОС СПО.
Образовательная организация проводит обучение студентов по специальности СПО: пожарная безопасность. В стандарт заложен модуль и приложением является перечень профессий, которые образовательная организация обязана дать для освоения водитель автомобиля и пожарный. а) должна ли образовательная организация выдавать 2 удостоверения, по окончанию обучения, т.е. удостоверения водителя и пожарного? б) должна ли образовательная организация выдавать водительские права? (По программе не такое большое кол-во часов заложено, и практика идет только "знакомство с пожарной машиной", т.е. мы вождение не проводится).
Согласно Приложению к ФГОС СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 № 354 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность» (Перечню профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена) профессии «водитель автомобиля» и «пожарный» обязательны для освоения в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Пунктом 36 приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» предусмотрено следующее: «Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей».
Таким образом, по окончании обучения по специальности СПО 20.02.04 Пожарная безопасность студенты получают рабочую профессию: пожарный и водитель автомобиля, а образовательная организация обязана выдать свидетельство об окончании обучения по программам подготовки водителей транспортных средств и свидетельство об окончании обучения по программе подготовки пожарных.
Свидетельство об окончании обучения по программам подготовки водителей транспортных средств в рамках образовательных программ не является документом на право управления транспортными средствами, а предъявляется в органы ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления транспортными средствами соответствующих категорий (пп. «д» п. 18 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»). Выпускники могут сдать квалификационные экзамены в подразделениях ГИБДД на получение водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами соответствующей категории.
Таким образом, образовательная организация обязана выдать студентам по окончанию обучения по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, кроме свидетельства о профессии пожарного, также свидетельство о профессии водителя автомобиля, которое не является водительским удостоверением и не дает права управления транспортными средствами.
Рекомендуем предусмотреть в структуре основной профессиональной образовательной программы соответствующее количество часов на освоение профессионального модуля, в том числе учебной практики, по подготовке водителей транспортных средств в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность.
Реализуем специальности 18-ой группы и 27-й. Там вышли дублирующие специальности по ТОП 50. Мы бы хотели перевести студентов, которые отучились 1-й курс с одной специальности на другую. Имеем ли мы на это право и на какой нормативный документ можно сослаться и в т.ч. в части по выполнению госзадания?
Документ, на который следует ориентироваться при решении данного вопроса - Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2017 г. N 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования".
Если есть в лицензии специальности по ТОП-50 и они уже аккредитованы, тогда можно переводить при наличии мест на бюджет или внебюджет. Рекомендует также в локальном нормативном акте прописать возможность перевода с одной специальности на другую (там отличие идет в квалификации). По гос. заданию - все также: не более 10% отклонений, заполняйте освободившиеся места из внебюджетных, если есть.
Имеется примерный учебный план по программе подготовки специалистов и в нем одна из дисциплин, присутствующая в общепрофессиональном цикле, это дисциплина информационные технологии профессиональной деятельности. Можно ли эту дисциплину перенести в естественно научный цикл?
Основные профессиональные образовательные программы (в том числе и образовательные программы СПО) разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (согласно ч.7 ст.12 273-ФЗ).
Т.о., разрабатываемая образовательной организацией образовательная программа СПО должна соответствовать ФГОС (обязательно) и учитывать ПООП (рекомендательно).
Во ФГОС приводится исчерпывающий перечень дисциплин (в том числе, с распределением по циклам), обязательных для включения в образовательные программы СПО, например, изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в общепрофессиональном цикле.
Дисциплина «Информационные технологии профессиональной деятельности» не является обязательной ни в одном ФГОС СПО по УГС 13.00.00, также нет обязательства по включению этой дисциплины к общепрофессиональному циклу.
Соответственно, нормативно не запрещено при формировании учебного плана переносить указанную дисциплину из общепрофессионального цикла в естественно научный цикл (если точнее, то в «Математический и общий естественно-научный цикл»).
Субъективное мнение - все-таки рекомендуем придерживаться примерной основной образовательной программы, а в случае отклонений от примерной программы в пояснительной записке к программе следует аргументировать данный перенос (это снимет возможные вопросы при контрольно-надзорных проверках, при прохождении аккредитационной экспертизы).
Согласно ФГОС СПО 23.01.17 продолжительность освоения образовательной программы на базе основного общего образования составляет 4248 часов. Фактически с учетом количества недель, отводимых на освоения ФГОС СОО и профессионального цикла, объем составляет 4428 часов. Министерство образования и науки РФ (Министерство просвещения РФ) пообещало внести корректировку в стандарты и установить объем ОПОП 4428 часов (в ПООП, размещенной в реестре примерных программ СПО – 4428 ч.). Программа уже год как реализуется в разрезе со стандартом. Министерство год, как обещает внести изменения в приказы по утверждению ФГОС СПО. Чем аргументировать данное нарушение, в случае проверочных мероприятий, проводимых Службой по контролю и надзору в сфере образования?
Вы правы – стандартный случай следующий:
общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования - 1476 ч.
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования - 4428 ч.
Правильность Ваших действий будет подтверждена реальным расчетом с учетом количества недель, отводимых на освоения ФГОС СОО и профессионального цикла (объем 4428 ч.). В соответствии с примерным Уставом образовательного учреждения объем программы должен быть утвержден Педагогическим Советом, Советом образовательного учреждения и директором образовательного учреждения. Полезно согласовать с вышестоящей организацией (департаментом). Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании" образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Т.е. 273-ФЗ разработка образовательных программ (включая основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) отнесена к компетенции образовательной организации.
Согласно ФГОС СПО, образовательные программы должны разрабатываться образовательной организацией самостоятельно, с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП). В ФГОС есть несколько отсылок к ПООП, причем с разной формулировкой: - «…. с учетом ПООП….»; - «… на основании ПООП…». В чем различие этих формулировок? Насколько точно и по каким позициям образовательная организация должна придерживаться ПООП?
Отсылочные формулировки, использующиеся законодателем в нормативно-правовых актах, в том числе и в федеральных государственных стандартах образования СПО, - «с учетом» и «на основании» - не имеют принципиальных отличий. С их помощью законодатель устанавливает требование о необходимости соблюдения при разработке иных документов положений уже существующих нормативно-правовых и организационно-методических актов, которые имеют исходный характер и составляют, таким образом, основу правового регулирования.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12) образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. При этом образовательная организация вправе определить специфику образовательной программы с учетом потребностей рынка труда и работодателей, при необходимости дополняя и конкретизируя требования ФГОС к осваиваемым компетенциям, умениям и знаниям, приобретаемому практическому опыту.
Образовательная организация имеет право использовать объем времени, отведенный ФГОС на вариативную часть учебных циклов, увеличивать время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводить новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации.
Таким образом, в рамках ФГОС по одной и той же профессии или специальности СПО образовательными организациями могут реализовываться различные основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), а также образовательные программы одной и той же образовательной организации могут меняться из года в год в зависимости от изменений внешних условий, которые должны постоянно изучаться.
Особенности образовательной программы, изменения в ней должны найти отражение в пояснительной записке к ОПОП.
При проектировании основной образовательной программы по профессии или специальности образовательная организация учитывает положения ФГОС СПО и соответствующей ПООП, в том числе, по следующим вопросам:
определение общей концепции разработки программы;
формирование характеристики профессиональной деятельности по профессии (специальности);
определение нормативно-правовых основ разработки образовательной программы;
определение требований к поступающим на обучение;
определение сроков освоения программы и присваиваемых квалификаций;
определение соответствия профессиональных модулей присваиваемым квалификациям;
порядок реализации программы среднего общего образования для обучающихся на базе основного общего образования;
распределение обязательной и вариативной части образовательной программы;
описание требований к результатам освоения образовательной программы;
описание планируемых результатов освоения образовательной программы;
методическая документация, определяющая структуру и организацию образовательного процесса;
осуществление контроля и оценки результатов освоения основной образовательной программы;
определение условий реализации программы.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация не вправе не допускать обучающегося до промежуточной аттестации. Ни одним из нормативных актов не регламентируется особенность допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю – экзамену (квалификационному). Получается, что обучающийся может сдавать вышеуказанный экзамен, при этом, не освоив элементы модуля: междисциплинарные курсы и практики. И, в случае, успешной защиты сформированных профессиональных компетенций, он получает в диплом оценку за модуль, а элементы модуля, которые не зачтены, могут оставаться академической задолженностью. Как логически выйти из данной ситуации: модуль – освоен, а элементы модуля нет?
На основании ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 30 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 указано следующее: «Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно».
Обучающиеся любой образовательной организации обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью и влекут определенные правовые последствия, установленные статьей 58 данного Федерального закона.
Как следует из письма Минобрнауки России от 15 сентября 2015 г. № 2655-05 «По вопросу об отчислении обучающихся», если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности (ч. 3 и 5 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).
Положения статьи 58, иных статей Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также положения вышеназванного Порядка позволяют сделать вывод, что образовательная организация не вправе не допускать обучающегося до промежуточной аттестации, что приведет к умалению его права продемонстрировать качество усвоения образовательной программы (её части).
Вместе с тем условием допуска к экзамену по модулю является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и всех видов практик. Таким образом, рекомендуем учитывать неисполнение обучающимся своих обязанностей по освоению профессионального модуля в процессе промежуточной аттестации, что должно быть прямо предусмотрено основной профессиональной образовательной программой.
Выход из данной ситуации полностью в компетенции Вашего Педагогического Совета, который не только утверждает программу, но утверждает и правила проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю – экзамену (квалификационному). Вопросы экзамена должны быть составлены так, что если учащийся не усвоил элемент модуля, то он не способен сдать промежуточную аттестацию по профессиональному модулю. Если реально все освоено, но формально не сдано, то это должно учитываться при допуске к итоговой аттестации, правила которой тоже формирует учебное заведение.
В обновленных ФГОС СПО полностью отсутствует регламентирование такого вида учебных занятий, как консультации. Как организовывать консультации в рамках образовательного процесса? Вносить ли их в учебное планирование? Каков их объем? Носит ли организация консультирования заявительный характер от студентов? Или преподаватель самостоятельно определяет необходимость в консультациях?
Согласно п.2.4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
При планировании и организации консультаций в рамках образовательного процесса рекомендуем использовать Методические рекомендации по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Проект Минобрнауки РФ по состоянию на февраль 2018 года).
Этим документом предусмотрены консультации как вид учебных занятий. Согласно п.4.8. Методических рекомендаций в случае, если в учебном плане по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в качестве промежуточной аттестации планируется проведение экзамена, а также в случае, если при реализации программы планируется подготовка курсового проекта (работы), должны быть предусмотрены консультации для обучающихся. Время, отводимое на консультации, по усмотрению образовательной организации предусматривается за счет времени, отводимого на промежуточную аттестацию или времени, предусмотренного на дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).
Пунктом 8.10 Методических рекомендаций предусмотрено, что консультации для обучающихся очной или очно-заочной формы обучения предусматриваются образовательной организацией самостоятельно из времени, отводимого на изучение дисциплины или из объема времени, выделенного на промежуточную аттестацию, в том числе в период реализации среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Объем нагрузки и формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией самостоятельно.
В учебное расписание консультации вносятся как виды занятий, относящиеся к аудиторной нагрузке (36 часов).
Согласно ФГОС СПО, «учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей…». Данная фраза не позволяет определить – является ли присутствие в каждом профессиональном модуле как учебной, так и производственной практики обязательным? Как быть, если в условиях малого города оборудование в колледже на порядок выше и современней, чем на предприятиях?
Наличие практики в профессиональном модуле является обязательным. Без этого модуль нельзя считать завершенным, освоенным в виде деятельности.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей (п.2.7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»).
Профессиональный модуль (ПМ) должен включать производственную практику обязательно, на каком этапе изучения ПМ включается учебная, решает образовательная организация самостоятельно (Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные Минобрнауки 27 августа 2009 г.).
Согласно требованиям приказа Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Производственная практика (для специальностей СПО - практика по профилю специальности) направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.
Исходя из положений вышеуказанного приказа Минобрнауки, можно сделать вывод, что в профессиональные модули по основным видам деятельности (которые предусмотрены ФГОС СПО), должна быть включена учебная практика. Если же образовательной организацией введены профессиональные модули, которые не являются основными, поскольку не отображены во ФГОС СПО, производственная практика обязательна, а учебной практики может не быть.
Согласно «Положению о практике» от 18 апреля 2013 г. N 291, отчетная документация, которая должна быть сформирована, в результате прохождения практики, состоит из: аттестационного листа, дневника практики, характеристики, отчета по практике. Но в данном нормативном документе, в пунктах с предъявлением данных требований используется обобщенное слово «практика». Виды практики не разведены. Поэтому (в соответствии с требованиями Службы по контролю и надзору в сфере образования) при реализации, как учебной практики, так и производственной приходится формировать одинаковую отчетную документацию. Учебная практика реализуется в условиях учебных мастерских мастерами производственного обучения и не требует такого же комплекта отчетности (дневников практики, отчетов, характеристик) как при оформлении производственной практики. Как правильно поступить в данном случае и чем аргументировать достаточность документов проверяющей стороне?
Согласно п. 20 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» по результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией (п.21 Положения о практике обучающихся).
Указанные положения приказа распространяются на оба вида практики – как учебную, так и производственную.
Таким образом, согласно Положению о практике обучающихся должна быть сформирована отчетная документация по учебной и производственной практике, включающая по каждому виду практики: отчет о прохождении практики, дневник практики, характеристику на обучающегося и аттестационный лист.
Положения пунктов 20, 21 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» имеют обязательный характер и подлежат соблюдению участниками образовательного процесса.
На что опираться при разработке ОПОП?
При разработке основной примерной образовательной программы рекомендуем учитывать положения следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
Письмо Минобразования России от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»;
Письмо Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО»;
Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 06-1225 «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и получаемой профессии специальности»;
Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО (ФИРО, 2014г.);
Методические рекомендации по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Проект Письма Минобрнауки);
Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (Письмо от 01.03.2017г. №06-174 Минобрнауки России);
письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
Протокол № 3 от 25 мая 2017 г. Об уточнении «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (ФИРО, 2017г.);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
При разработке основной примерной образовательной программы рекомендуем использовать также материалы сайта http://www.crpo-mpu.com, на котором доступны для ознакомления Макет Примерной основной образовательной программы (профессии, специальность) по актуализированным ФГОС СПО по состоянию на 2018 год, Таблица с распределением часов по профессиям и специальностям для разных сроков освоения программы и другие материалы.
В тексте стандарта 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) объем по дисциплине указан не менее 160 часов, что соответствует нормативному сроку 3 года 10 месяцев, а не 2 года 10 мес. Таким образом, чтобы выдержать стандарт, необходимо вести ФК 3 часа в неделю?
В п. 2.5. федерального государственного образовательного стандарта СПО 2018 года по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предусмотрено, что общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. При этом ФГОС предусматривает срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев (пункт 1.10).
Такая же норма установлена в п. 5.2. Методических рекомендаций Минобрнауки РФ по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Проект по состоянию на февраль 2018 года), согласно с которым общий объем нагрузки на освоение дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов.
Отметим, что ФГОС среднего профессионального образования делятся на ФГОС по профессии и ФГОС по специальности. В актуализированных ФГОС СПО предусмотрен разный объем дисциплины «физическая культура»:
1) во ФГОС СПО по профессии – объем данной дисциплины предусмотрен не менее 40 академических часов;
2) во ФГОС СПО по специальности - объем данной дисциплины предусмотрен не менее 160 академических часов.
Таким образом, во ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предусмотрено, что общий объем дисциплины «Физическая культура» составляет не менее 160 академических часов.
Входят ли Учебные сборы по ОБЖ в объем программы, выраженный в часах? Или Учебные сборы осуществляются за рамкой указанных в стандарте часов на ОБЖ?
На основании приказа Министра обороны и Министерства образования и науки №96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.2010 № 16866), освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для юношей должно завершаться военными сборами, которые проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки.
В Приказе Минобра от 5 февраля 2018 г. N 69 об утверждении ФГОС СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в п.2 написано о том, что прием на обучение в соответствии с ФГОС 2014 г. по данной специальности прекращается 1 сентября 2018 года. Означает ли, что образовательная организация имеет право осуществлять набор до 1 сентября по стандартам 2014 года?
ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет был принят 5 февраля 2018 года, вступил в действие 10 марта 2018 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 832, прекращается 1 сентября 2018 года.
Эту норму следует понимать таким образом, что образовательная организация имеет право осуществлять набор учащихся до 1 сентября 2018 года по стандартам 2014 года, а с 1 сентября прием на обучение в соответствии с ранее действующим образовательным стандартом прекращается и необходимо руководствоваться нормами нового ФГОС СПО от 5 февраля 2018 года.
Просим помочь разобраться с разработкой учебного плана по ТОП-50 Повар, кондитер. В общеобразовательном цикле 12 учебных предметов согласно ФГОС СОО. Могу ли я в социально-экономическом профиле прописать следующие предметы: Русский язык, Литература, Математика, История, Иностранный язык, ОБЖ, Физическая культура, Астрономия, Родная литература, Экономика(профильная), Информатика (профильная), Естествознание(профильная), Основы проектной деятельности. И на какой нормативный документ ссылаться при определении перечня учебных дисциплин?
Учебный план образовательной программы разрабатывается:
1) на основе ФГОС СПО (в Вашем случае, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер");
2) на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
3) с учетом примерной основной образовательной программы СПО (ПООП СПО) (включена решением ФУМО в реестр ПООП СПО http://www.reestrspo.ru/fgos/314 ).
Перечень общеобразовательных учебных дисциплин и объем нагрузки по ним определяется в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259) (далее – рекомендации) (файл во вложении)..
Предлагаемый Вами перечень дисциплин содержит 13 дисциплин (что соответствует Рекомендациям - не менее 10), предусматривает изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области (что соответствует Рекомендациям), 3 учебные дисциплины изучаются углубленно с учетом профиля (что соответствует Рекомендациям).
Также Вами в учебные планы включены учебные дисциплины: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» (что соответствует Рекомендациям).
Предлагаемый Вами перечень дисциплин отличается от приведенных в Рекомендациях Примерной структуры и содержания общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Таблица 1 и 2 Рекомендаций) для специальностей/профессий, отнесенных к социально –экономическому профилю. Отмечаем, что данная структура является примерной, носит рекомендательный, а не обязательный характер.
При выборе перечня дисциплин, следует руководствоваться следующим положением Рекомендаций:
«Профессиональные образовательные организации в учебных планах ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при формировании содержания общеобразовательного цикла вправе уточнять состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение, учитывая особенности абитуриентов, специфику ППКРС, ППССЗ, осваиваемой профессии или специальности».
Нет ли у Вас примерных основных образовательных программ по отдельным специальностям?
Примерные основные образовательные программы в части образовательных программ СПО (по специальностям и профессиям) можно посмотреть в Реестре примерных основных образовательных программ в части образовательных программ среднего профессионального образования.
Право на ведение данного реестра предоставлено федеральному государственному автономному учреждению "Федеральный институт развития образования" в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722.
Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО содержит примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования, которые разрабатываются по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена, примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин или модулей, примерные образовательные программы общеобразовательного цикла (Примерные программы), а также проекты указанных программ.
Примерные программы (по мере их разработки и экспертизы) направляются для размещения в реестре Федеральными учебно-методическими объединениями.
Ссылка на реестр с примерными программами: http://www.reestrspo.ru/poop-list
Хранимые в реестре файлы с программами находятся в свободном доступе.
Если интересующей Вас примерной программы в реестре нет, рекомендуем обратиться в соответствующее ФУМО в системе СПО с просьбой уточнить сроки разработки данной программы.
Можно ли в одном кабинете разместить одновременно 2-3 лаборатории, если они требуют одинакового оборудования? Речь идет о специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (Лаборатория программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем, Лаборатория вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных устройств, Лаборатория программирования и баз данных).
Разместить в одном помещении 2-3 лаборатории можно. Нет законодательно установленных запрещающих установок. Учебные кабинеты/лаборатории, в соответствии с Положением об учебном кабинете/лаборатории конкретной образовательной организации, должны быть рассчитаны на усвоение учебного материала в процессе работы на реальном оборудовании.
На работе требуют, чтобы было полное среднее образование. Закончил школу 10 классов и УПК по специальности пекарь-кондитер 4 разряда с 15.01.1995 по 17.07.1995, считается ли данное обучение полным средним?
Поскольку Вы получали образование в 80-90 годы, необходимо руководствоваться законодательством об образовании, действующем в то время.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действующем с 1992 по 2012 годы, среднее (полное) общее образование - это третья ступень общего образования, соответствующая уровню образовательных программ среднего (полного) образования. Были установлены нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего (полного) общего образования в 2 года.
Таким образом, если Вы закончили общеобразовательную организацию (школу) и у Вас имеется документ об образовании установленного образца, выданный образовательным учреждением, Ваше образование соответствует уровню среднего (полного) образования или по действующему Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – уровню среднего общего образования.
Что касается обучения в учебно-производительном комбинате (1995 год), отметим следующее.
Согласно ч.2 ст. 22 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 05.06.1994 № 650 «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования» (действовавшего с 1994 по 2008 годы) к учреждениям начального профессионального образования относятся:
профессиональное училище;
профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;
учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.
Поскольку учебно-производственный комбинат является учреждениям начального профессионального образования, окончание учебно-производственного комбината по специальности пекарь-кондитер 4 разряда в 1995 году означает получение начального профессионального образования (при наличии документа об образовании).
В действующем Законе об образовании отсутствует деление профессионального образования на уровни, в отличии от Закона об образовании 1991 года. Есть понятие среднее профессиональное образование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный по старому Закону РФ «Об образовании», приравниваются к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Организовано РУМО по 43.00.00 Сервис и туризм. Право вступления в состав ФУМО? Что необходимо для этого?
Нормативно-правовой документ, регламентирующий деятельность учебно-методических объединений в системе СПО по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм «Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования» (Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ № 726 от 16.07.2015 г. «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования») не предусматривает, а, соответственно, не регламентирует включение региональных учебно-методических объединений в состав федерального учебно-методического объединения. Раздел III «Типового положения» «Основные направления деятельности и права учебно-методических объединений» указывает в п. 19 на взаимодействие региональных учебно-методических объединений с Координационным советом по среднему профессиональному образованию в аспекте предоставления отчетности.
В настоящее время с целью повышения эффективности организационной деятельности ФУМО в системе СПО, проводится работа по подготовке проектов типовых регламентов организационно-методического обеспечения деятельности ФУМО СПО, в том числе проектов регламентов по вступлению в состав ФУМО СПО.
На текущий момент, по вопросу взаимодействия с ФУМО в системе СПО по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм Вы можете обратиться непосредственно к секретарю ФУМО в системе СПО по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм: Евгения Анатольевна Кунцевич, телефон 8 (495) 940-83-60 (доб. 486, 465, 480); e-mail: fumo43.00.00@mail.ru